САБАНТУЙ ПО-ЧУВАШСКИ

САБАНТУЙ ПО-ЧУВАШСКИ

Жизнь народов, возделывающих землю, строилась вокруг сбора урожая. Не исключением были и чуваши: они отмечали завершение полевых работ, сенокос, цветение ржи и весенний праздник начала посева − «акатуй». Одни этнографы переводят его название как «свадьба плуга», другие менее романтично – праздник земледелия.

Перед тем, как взяться за соху, чуваши приглашали родственников и соседей и устраивали пир горой. После застолья хозяева и гости выходили в поле и «угощали» духов земли хлебом, сыром и пивом, чтобы те помогли вырастить богатый урожай. 

После весенней пахоты соседние села отмечали торжественную часть акатуя, причем в разное время, чтобы успеть погулять на нескольких праздниках. Все от мала до велика стекались на луг, где мальчики, парни и мужчины показывали молодецкую удаль в беге, скачках, прыжках и других состязаниях, в том числе шуточных. Участников судили влиятельные старики. Самой почетной считалась победа в борьбе на поясах. Бойца, которого никому не удалось одолеть, нарекали богатырем и дарили ему барана. Призы для победителей накануне торжества собирали юноши, гарцуя от двора к двору с жердью в руках. Зажиточные жертвовали деньги, бедные – яйца, платки и куски ткани, а молодушки привязывали к шесту тканые пояса и вышитые полотенца. Самые сильные и ловкие мужчины, показавшие себя на соревнованиях, становились негласными лидерами на весь летний сезон.

Сегодня акатуй празднуется не только в Чувашии, но и далеко за ее пределами, в том числе в Москве.

Мария Михалева