Пробудить своё "я"

Пробудить своё "я"

На втором занятии в Школе межэтнической журналистике в Архангельске студенты смогли задать свои вопросы гостю. Им стал журналист Анатолий Беднов, освещающий в ряде местных СМИ в том числе и этническую тематику. 
Ребята поинтересовались, почему именно сейчас уделяется такое внимание поиску своих корней и самоидентификации.
-- Это связано с процессами глобализации, -- считает гость. - У людей на разных континентах одна и та же пища, одежда, фильмы, лексика. Многим это не по нутру, они хотят сохранить то исконное, что поможет им отстоять своё «я» в меняющемся мире. 
Одной из актуальных, на его взгляд, проблем для нашего региона остаётся признание статуса коренного населения – поморов. И не только в плане культуры: мало внимания обращают на их право вести традиционный образ жизни и обитать в исконной среде. В результате многие поморские деревни продолжают приходить в запустение (не только в Архангельской области), а её жители -- уезжать в большие города. Статус КМНС помог бы наделить несколько тысяч человек, разбросанных по берегу Белого моря и ведущих традиционный образ жизни, льготам на пользование ресурсами. 


К слову, себя он тоже причисляет к поморам. Студенты задали вопрос: почему нужно называть себя таковыми тем, кто не живёт на берегу моря? Для многих, считает Анатолий Беднов, это стремление заявить о себе, своих корнях. Он также добавил, что нередко именно городские интеллигенты дают импульс возрождению угасших культур. В пример привёл силезцев в Польше и корнуэльцев в Англии. У нас можно вспомнить село солеваров Нёнокса с 620-летней. Именно московские этнографы в своё время ездили сюда записывать протяжные северные песни и просили местных жительниц водить забытые хороводы. Сегодня начатое ими продолжает местная фольклорно-этнографическая студия «Нёнокоцкая ключёвка», в которой немало молодёжи. Они пропагандируют традиции своих бабушек, шьют костюмы по образцам прошлых лет, гордится своими корнями. 
Но есть и другой момент: далеко не все фольклорные коллективы сегодня можно назвать таковыми. Филологи региона бьют тревогу: северная культура стала подменяться китчем. 
- К традиционной форме надо привыкать, её надо понимать, не всем это нравится, - считает Анатолий Вадимович. - А суррогат под видом народной культуры начал звучать с экранов телевизоров ещё в советские годы и усилился в последнее десятилетие. Это просто другая форма попсы, поданная под соусом народности. 
Попыткой подружить современную и традиционную культуры, а также пробудить интерес к традициям могут стать праздники. Студенты интересовались, чем самоопределение я-помор отличается от самоопределения я-эмо или я-гот, нужно ли сохранять уходящие языки, возможно ли появление современного фольклора и должны ли традиции учитывать веяния новой эпохи? Одна из студенток высказала опасение: не приведёт ли выделение новой этногруппы к тому, что люди начнут обособляться и проявлять агрессию по отношению к другим?


-- Такие угрозы, реальные и потенциальные, существуют во всех сообществах, - считает гость. - Нужно работать, чтобы они не вылились в крайние проявления. Беречь свою культуру не значит агрессивно относиться к другим. 
Под занавес обсудили последние исторические фильмы, собирающие кассу в кинотеатрах – «Викинг» «Легенда о Коловрате» и диснеевскую сказку по мотивам русского фольклора «Последний богатырь». Вместе с гостем студенты пришли к выводу: главное избегать крайностей в сочетании реальности с вымыслом, чтобы история не подменялась современной мифологией.

25 февраля 2018