"Найти близкого тебе душой"

"Найти близкого тебе душой"

Чёрные густые волосы, карие глаза, смуглая кожа. В нём присутствует некая индивидуальность, образованность. Говорит так, будто разговаривает со старым другом. Держится уверенно, улыбаясь при воспоминаниях. Спрашиваю, как он может себя охарактеризовать. Отвечает, что не любит себя нахваливать. Шабан Шевхужев - студент Алтайского государственного медицинского университета. По национальности – кабардинец.

Медовые горы

«Живу в России, родом с Серверного Кавказа – начал свой рассказ Шабан. Детство моё совпало с тяжёлым для нашей страны временем. Как и у многих детей 90-х детство моё было бедным, но, тем не менее, счастливым. Все игрушки были самодельными, активные игры, футбол до ночи, пока мама не позовет. Все детство я провел в селе. Обычное село, каких десятки, тысячи по стране. Но климат особенный. Каждый сезон года имеет четкую грань и свою прелесть. Жаркое лето приносит богатый урожай фруктов, овощей, ягод. Зима, мягкая без сугробов. А весной, ранним утром, иногда, можно разглядеть на юге вершины Кавказского горного хребта..

 


Природа Северного Кавказа удивительна, о ней ходят множество легенд. Одна из них легенда про медовые горы. Однажды король могущественной земли сказал своим слугам: «Срочно найдите мне рай на этой земле!». И слуги короля разбрелись по всей планете в поисках удивительного уголка. Они проходили поля, луга, болота, равнины, горы, реки… Они уже потеряли всякую надежду, но вдруг перед ними как будто из ниоткуда выросло ущелье реки, во главе с каскадом водопадов. И они поняли, что это и есть самый настоящий рай на земле! На берегу реки в скалах мирно проживали рои диких пчёл. Дожди со временем размывали пчелиные соты, и капли мёда стремительно стекали по скалам. Слуги короля были в восторге от такой живописной картины и поэтому быстро прозвали это райское место «Медовыми водопадами».

Багаж воспоминаний

«В Барнаул я приехал в 2012 году, - продолжил свой рассказ Шабан. - Хотел поступить в АГМУ, и поступил. Трудностей как таковых по сути и не было, если не считать огромную тоску по дому. Первое время пришлось привыкать, конечно. Начиная с климата и заканчивая ,собственно, людьми. Сложностей в плане национальности и менталитета тоже не припомню, ни в университете, ни в социуме, который меня окружал. Хотя, многие из моих одногруппников признались позже, что немного опасались меня, но это не сказалось на нашем с ними общении. Главная трудность - это найти человека близкого тебе и душой и сердцем, иначе одиночество становится твоим бытом.»

Один, в чужом городе, Шабан не испугался и продолжал идти к своей мечте. Сейчас он учится на педиатрическом факультете и является председателем студенческого совета общежития N 1 АГМУ. Много времени проводит не только с русскоязычными, но и с иностранными студентами. Ему интересно узнавать что-то новое о другой культуре, других национальностей. Он любит готовить и читать книжки. Разговаривая о литературе, он посоветовал почитать « Божественную комедию» Данте. Ему очень понравился сюжет. На вопрос какую последнюю книгу прочитал, он ответил: «Булгаков "Записки юного врача" и " Морфий"».

О любящей жене

Каждый человек задумывается над тем, что его ждёт дальше, кем он хочет быть, о какой жене мечтает?

« После окончания университета я хочу стать врачом-неврологом. – поделился Шабан. Это очень сложная и интересная профессия, которая требует серьезного подхода. Я люблю мечтать, часто думаю, какую бы жену хотел. Прежде всего она должна быть любящей, верной не только в супружестве, но и во взглядах. В современном обществе почему-то взгляд на отношения мужчины и женщины перевернулся. Все только и твердят, что мужчина должен покупать подарки, водить по ресторанам, то, это. Но совсем забывают, что и девушка должна быть частью этих отношений, семьи. Я хочу, чтобы моя жена была заботливая, ухаживала за мной и моими детьми. Была понимающей и всегда могла поддержать меня в самых сложных ситуациях, а не убежала при первом случае. Иногда мне кажется, что я слишком много требую от своей будущей жены, но я ведь и сам собираюсь стать достойным мужем".

Одним взмахом платка…

Сколько различных эмоций вызывает слово «традиция», кто-то считает, что традиции нечто, кто-то хранит их поколениями. В целом традиции — это элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Чем современнее становится поколение, тем меньше в их семье традиций от предков. Семья Шабана стала исключением:

«В нашей семье много традиций, которые сохранились и по сей день. Самая главная традиция - это уважение. Уважение к старшим, к родителям, к старикам. Отдельное место уделяется уважению к женщине, которое в свое время было настолько сильным, что женщины могли остановить войны одним взмахом своего платка. А дочерей всегда баловали и никогда не ругали. Мужчину, напротив, воспитывают строго, стараясь вложить в него мудрость, знания и мужество поколений".

 

На кончике кинжала

Также традиции сохраняются в праздниках: свадьба - она у нас проходит два дня. В первый день отмечают у невесты дома, семья как бы провожает ее. Затем, на следующий день приезжает свита жениха, забирают невесту и привозят ее в новый дом. Второй день свадьбы проходит во дворе жениха. Что примечательно, по традиции жених не должен вообще находиться на свадьбе. Так же можно отметить обряд снятия фаты. Мужчина, которому выпала эта честь берет кинжал, на кончике которого находится кусочек хлеба, и этим кинжалом снимается фата с невесты. После чего этот человек говорит "отныне, ты моя сестра".

Рождение ребенка: ко дню рождения ребенка праздники не делаются, но к его рождению сажают дерево. Ребенка показывают только тогда, когда ему исполнится сорок дней.В этот день устраивают праздник. Когда ребенку исполняется год, проводится обряд бритья головы. И человек, который бреет голову ребенку становится братом и в целом, близким человеком для семьи. Когда ребенок начинает ходить пекут хлеб в форме лепешки и прокатывают лепешку между ног ребенка, как бы "разрезая" путы.

Томится, жарится, тушится…

Я считаю, что национальную кухню тоже можно отнести к традициям народа: шулюм-это картошка, нарезанная большими кусками, лук целый, баранина большими кусками, морковь и в отдельной кружке подается бульон с добавлением по вкусу черного перца, в котором все это варилось. Незамысловатое блюдо, но очень ценится у нас, обычно его отваривают в огромном казане на огне. Его хорошо готовить в походе. Также в нашей кухне есть джедлибже-это блюдо кабардинской кухни, которое готовится из курицы. Секрет блюда заключается в трехстепенной обработке мяса. Для блюда необходимы куриные бедра, разделенные по суставам. Сначала курица томится в собственном соку, затем обжаривается на масле. После чего тушится в сметанном соусе с добавлением лука, муки и паприки. Но это далеко не все блюда нашей кухни. Со старины в рецептах национальных блюд учитывались особенности плодородия земли. т.е. что растёт из того и готовят. Например в наших местах плодородила кукуруза, и из кукурузной муки готовили кукурузные лепёшки, которые употребляли с молоком. Молоко это тоже дар кавказской природы, так как издревле здесь водились буйволы, которых люди приручали. Кавказ называют житницей России здесь выращивают пшеницу, подсолнух и другие культуры, которые и являются основой Кавказских блюд. Мы живём в 21 веке, в современном обществе, поэтому по мере возможности стараемся соблюдать, не забывать их. Чтим память отцов.

 


Народ кабардинцы – интересный народ, они чтят и сохраняют традиции своих предков, уважают старших. В них живет любовь и гордость к своей семье и своей Родине, а красивый вид местности, навсегда оставит след в памяти человека.

Наталья Андронова,

слушательница школы межэтнической журналистики.

Барнаул.

22 февраля 2018