Страх других чувствуем, но хиджаб не снимем"

Страх других чувствуем, но хиджаб не снимем"
Слушательница барнаульской школы Наталья Андронова пообщалась со студентами разных национальностей на тему стереотипов и фобий и порассуждала, что нам всем мешает жить в мире и дружбе.
Листая страницы книжек, наблюдая за фильмами, очень часто мы сталкиваемся с темой героизма. Героями выступают люди, спасшие других от террористов, причем в роли террористов нередко выступают иностранцы или жители Кавказа. Как следствие - у многих появляется некий страх к людям с восточной внешностью. Нередко стараются обойти их стороной или поиздеваться. Так в чем же проблема современного поколения? Всему виной навязанные обществом стереотипы. Многие думают, будто все представители другой национальности несут опасность..
В вузах Барнаула учатся иностранные студенты. Приезжие девочки носят хиджабы и обходят стороной русских мальчиков. Своими впечатлениями о жизни в Барнауле поделились студентки Алтайского государственного медицинского университета Риана и Рихами:
«Мы с сестрой приехали из Ирака. В нашей группе учатся студенты из Ирака, Ирана, Египта, Афганистана, Палестины. Когда мы приехали в город, нам было очень трудно привыкнуть к таким холодам. Мы в некой степени изолированы от других студентов. Нам не разрешается общаться с парнями другой веры. В свободное от учёбы время мы гуляем по городу, ходим в торговые центры. Реакция окружающих разная. В основном, они стараются пройти быстрее, некоторые рассматривают нас, удивляются. Мы плохо знаем традиции русского народа, нам, конечно, хочется обрести подруг, но боимся, что с нами не захотят общаться, потому что многие относятся к нам с опаской, из-за символа нашей веры - хиджаба. Мы чувствуем страх других людей, но и снять хиджаб не можем. Мы должны носить его в общественных местах. Снимать можем только дома, и то, если никого не будет в гостях…»
В комнате у сестер чисто и аккуратно. Они держатся всё время вместе. Девочки старались говорить по-русски, не все слова произносили правильно, они улыбались и смеялись, повторяя эти слова.
Для многих девушек мусульманской веры - хиджаб является её символом. Из-за такого атрибута разрослось множество стереотипов.

На самом деле Ислам даёт женщине те права и возможности, благодаря которым она может полноценно реализовать себя как личность.

Издревле закрытая одежда была показателем высокого социального статуса. Даже само слово «опростоволоситься» (то есть показаться с непокрытой головой) означало «опозориться». И в наше время на Западе в элитарных учебных заведениях и престижных компаниях принят определенный дресс-код. Строгая закрытая одежда воспринимается как признак «избранности», приверженности традициям.
Для иностраных студентов существуют особые правила поведения в универститете. Изучение руссккого языка и культуры. У них другая вера и другое питание. Некоторые вегатеринцы, некоторые не едят свинину. А кто-то зимой одевается легко, как-будто на улице весна.
«Наш дом – планета”
-На учёбу мы приехали из Индии, - начала рассказывать Джугну Трипати. В нашей группе учатся только студенты из нашей страны. В свободное время нам нравится посещать кино и гулять в парке. Окружающие люди относятся к нам неплохо, но друзей мы пока не завели. Русский язык знаем не очень хорошо, узнаем что-то из переводчика. Иногда нам помогают переводить русские студенты.
Люди из Индии очень удивительны своими обычаями. При входе в их блок, я увидела, что вся обувь стоит за дверью, у входа. Причем она очень аккуратна составлена. В комнате - необычный для меня запах специй. Девочки-студентки были доброжелательные и с улыбкой на лицах. Они не носят хиджабов, одеваются не ярко. Ходят толпой.
Самое интересное, что о людях Индии следует стереотип о их нечистоплотности и необразованности. Я убедилась, что это далеко не так.
Иностранных студентов в медицинском университете курирует Шабан Шевхужев.
« Приехал я из Ставропольского края- начал свой рассказ Шабан. - По национальности кабардинец. В Барнауле живу уже больше пяти лет. Сначала я окончил медицинский колледж, затем решил получить высшее образование, чтобы стать врачом. Первое впечатление у людей обо мне, что я агрессивный. Они испытывают ко мне негатив, обходят стороной. Но те, кто узнают меня лучше, понимают, что во мне нет агрессии. Я не стараюсь защитить иностранных или русских студентов. Для меня равны все, ведь впереди человек, а не национальность. Когда я сюда приехал, мне было трудно привыкнуть к еде. У нас было много фруктов и орешков, а здесь совсем другие и по качеству и по выбору. Не получалось заводить друзей, приятели были, но близких друзей нет. Я полюбил зиму ,как ни странно, но она мне нравится больше чем лето. В свободное время я играю в футбол и общаюсь с иностранными студентами. К сожалению, я один из немногих, кто поддерживает с ними контакт. Для меня неважно откуда человек приехал, из Индии или Ирака. Каждый человек интересен по-своему. И я знаю, что если я помогу ребятам, то они ответят мне тем же. Наш дом – это не Алтайский край, наш дом – это планета в целом. Я не считаю, что должны быть границы между иностранцами. Конечно, нужно быть осторожными, в каждой рассе есть плохие люди, но и хороших немало
Сидя на лавочке и записывая беседу с Шабаном на диктофон, я заметила, что иностранные студенты тепло и дружески общаются между собой. К общежитию подьехала машина, из нее вышел парень. Удивительно то, что он подошел к каждому находящемуся на площадке и поздоровался с ними. Очередь дошла и до Шабана. Он вежливо дождался, пока мы закончили беседу и они ушли в общежитие, разговаривая о его поездке.
Наше общество многогранно. Оно имеет большое количество разных мнений. Кто-то верит стереотипам и следует за ними, а кто-то начинает сомневаться и бороться. Так, Артём Шорин считает:
« Я не хочу выделять таких людей, а тем более относится с негативом или агрессией. Они могут быть другого вероисповедания, они могут иначе одеваться, но вместе с тем это никоим образом не влияет на мою жизнь, если они соблюдают социальные нормы. И мой опыт подсказывает, что зачастую они как раз-таки даже более законопослушны нежели мы. Они имеют право на свои взгляды, на свободу мысли и самовыражения. Мы можем смотреть на девушку в парандже и с недоумением думать о ней, как о чужом и асоциальном человеке, а она в свою очередь посмотрит на нас и подумает тоже самое про наши джинсы и футболки. И кто прав? Почему наша одежда лучше, а их хуже? Почему их взгляды неверны, а лишь наши истинны? Я думаю, всё дело в низкой культуре самих людей.»
А вот мнение Татьяны Галкиной совсем другое на этот счёт:
« Я считаю, что приезжие из других стран воруют у нас работу и занимают чужие бюджетные места. Я считаю не справедливым то, что некоторые сбегают из своей страны и здесь их ждут льготы и высокие пенсии. Также многие приезжие из Африки, имеют нехорошее прошлое. Во многих фильмах показывали их, как они занимаются нарко-торговлей. Я не могу доверять таким людям. Девушки в национальной одежде вызывают у меня не понимание, ведь они приехали в Россию, а здесь совсем другие правила».
К счастью, большинство моих сверстников это мнение не разделяет.
Как много в нашем обществе ненужных стереотипов, мешающих налаживать контакт между разными расами. Безусловно, это огромная проблема, которая требует решения. В каждом народе могут быть как плохие люди, так и хорошие. Нам нужно помнить: мы - дети одной планеты, и люди между собой равны.
Наталья Андронова,
слушательница школы межэтнической журналистики.
20 февраля 2017