Сразу в поля!
Русские, украинцы, буряты, французы, кумандинцы, евреи, азербайджанцы, немцы, хакасы, поляки, якуты, татары, цыгане, болгары и китайцы... Вы не поверите, все это намешано в скромной группе студентов из 11 человек, которые пришли в Школу межэтнической журналистики в Томске. Мы уже начали работу. И даже собираемся в первые экспедиции: к москалям в деревню Москали и на север Томской области вместе с Русским географическим обществом в тур «Окно в Сибирь. Тур по Золотому кольцу Томской области». Студенты пожелали больше практиковаться, так что сразу отправляются в поля.
А пока мы представляем нашу группу:
Егор Хонин, ТГУ, антропология, 1 курс.
В роду: русские, украинцы, евреи, азербайджанцы.
— Уже в первом семестре нам — юным антропологам — дали понять, что наша наука междисциплинарна: антрополог (в частности социальный) стремится использовать в своей работе методы разного рода. Одними из первых считаются методы описательной журналистики; они играют огромную роль, когда работа ориентирована на актуализацию проблемы, популяризацию темы среди определенной аудитории. Личная мотивация заключается в желании усвоить новое. У меня уже есть опыт в написании текста: более пяти лет я занимаюсь нештатной игровой журналистикой. Но уметь писать об играх не значит уметь писать о человеке и его жизни — тут нужен другой подход, нужна теория и практика, которыми я не владею и которые надеюсь получить в школе.
Екатерина Соколова, ТГУ, факультет журналистики, 2 курс.
В роду: все были русские, кроме моей бабушки с еврейскими корнями
— Учиться на журналиста и не делать ничего «журналистского» — про меня. Решительно намерена это изменить и уверена, что школа мне в этом поможет. Жду практики, много практики. Работать в поле, не думать о стеснении, писать, переписывать, отдавать детище на редактуру и снова переписывать. Хочу узнать тонкости именно межэтнической журналистики, общаться с людьми, интересующимися этим вопросом, придумывать и реализовывать идеи, ездить в новые места и создавать что-то уникальное. В общем, вариться в профессиональной кухне. И я уже с нетерпением жду первой «командировки» в деревню Москали.
Анастасия Подъячева, ТПУ, биотехнические системы и технологии, 3 курс.
В роду: русские, украинцы, немцы и хакасы
— Так получилось, что я один из немногих «непрофильных» студентов. Сейчас я учусь в Томском политехническом университете по специальности: биотехнические системы и технологии. Но так далеко от моей будущей профессии меня занесло не случайно: до поступления в университет я занималась журналистикой в своем родном городе: Назарово Красноярского края. Была корреспондентом газеты «Let's go» в молодежном центре. В ТПУ я близко познакомилась с культурой разных народностей (в Политехе есть проект «Дни национальных культур»), но хочется узнать еще больше. А ещё я очень соскучилась по журналистике. Надеюсь, что смогу заниматься этим в будущем.
Валентина Ширипова, ТГУ, факультет журналистики, 2 курс
В роду: буряты, русские и цыгане
— Я из интернациональной семьи. Мне интересна национальная тематика, проблема этнических взаимоотношений, так как я родом из многонациональной республики Бурятии и всю жизнь наблюдала, как влияют друг на друга разные культуры и как отражается это в СМИ. Мне важно пройти этот курс, потому что, возможно, я вернусь в свой регион и знания, которые я могу получить, мне пригодятся. Планирую в дальнейшем работать с этой темой и мне важно понять национальные, этнические различия и сходства. Желание пройти этот курс стало еще больше после просмотра фильмов ТВ2 о малочисленных народах Сибири и Севера.
Роман Чертовских, ТГУ, социальная антропология, аспирант.
В роду: польско-украинские и тюркские корни (якутская, татарская)
— Журналистом я хотел стать давно. Кажется, ещё со средней школы. Но, так уж вышло, поступил на Исторический факультет ТГУ, хотя продолжал мечтать о журналистике. Школа межэтнической журналистики — мой шанс осуществить давнее желание, или хотя бы приблизиться к нему. По образованию я социальный антрополог — тот, кто должен изучать коренные народы, миграционные процессы и небольшие этнические и религиозные общности. Думаю, специфика моего образования может стать неплохим подспорьем для создания материалов по тематике Школы.
Дарья Данилова, ТГУ, факультет журналистики, 2 курс.
В роду: украинцы и китайцы
— Меня особенно зацепила графа: изучение малочисленных народов, а также изучение вымирающих сибирских языков (второе особенно меня увлекает, читала много литературы по данной теме). Хотелось бы и самой научиться об этом писать.
Марина Студинская, ТГУ, факультет журналистики, 2 курс.
В роду: русские, украинцы и польские евреи (правильная фамилия вообще-то Студзинская, но у дедушки в паспорте пропустили букву).
— Во мне «намешаны» несколько кровей: коренные русские-кержаки, украинцы и польские евреи. Все народы имеют богатую историю, которая во многом сейчас оказалась утеряна. На курсах хочу понять в каком направлении нужно работать и что делать, чтобы узнать, например, о своих корнях. Из ожиданий: хотелось бы больше встреч с представителями разных этнических диаспор и побольше экспедиций. Кстати, пока писала о своей мотивации, поняла, что хочу поработать над темой: кержаки и поляки.
Анна Кравцова, ТГУ, аспирант, 3 курс. Диплом специалиста в области международных отношений.
В роду: болгары, украинцы, русские
— Я являюсь аспирантом 3 курса ТГУ, имею диплом специалиста в области международных отношений, а также работаю помощником руководителя в Томском отделении Русского географического общества. Тема межэтнических отношений мне очень интересна, хотелось бы научится грамотно и интересно ее освещать.
Наталья Шмонова, ТГУ, факультет журналистки, магистратура, 1 курс.
В роду: все русские, но далеко в крови буряты
— На курсах хотелось бы познакомится с этнокультурным многообразием России, послушать разных специалистов. А также познакомится с теми, кому эта тема, также интересна, как и мне.
Динара Миндубаева, ТГУ, факультет журналистики, 1 курс.
В роду: чистокровная татарка
— Надеюсь, это будет незабываемый опыт и крутая практика для будущего журналиста. Тема интересная, да и актуальная для меня (я чистокровная татарка). Узнать о жизни других национальностей и ещё больше о своей. А ещё — работа «в полях», поездки, это всегда, как минимум, весело.
Антон Мурашкин, ТГУ, Прикладная Историческая Аналитика, магистратура, 2 курс
В роду: русские, кумандинцы, французы.
— Учусь в Томском университете по курсу «Прикладная Историческая Аналитика».
Мне интересны вопросы миграционной политики, существования малых народов в России, особенностей национальных регионов. Поэтому обратил внимание на курсы межэтнической журналистики. Всегда было интересно познакомиться с людьми, обитающими в разных селах. Посмотреть, как они живут, чем их село отличается от соседнего, какая у него история, на каких языках говорят. Представившись журналистом, сделать это значительно проще. И эти курсы, я надеюсь, помогут научиться описывать их жизнь простым и понятным языком, так, чтобы это было всем интересно.
6 февраля 2018