Рождение якута
Вокруг беременности и родов во все века существовали поверья и обряды. У каждого народа – свои. И чем ближе к природе жили представители того или иного этноса, тем больше соблюдали обрядность в интимном деле появления на свет нового человека.
Забеременевшая якутка не сообщала людям о своем интересном положении, а продолжала вести привычный образ жизни, трудясь во благо своей семьи. О ее беременности окружающие узнавали по заметным признакам. С этого момента ей нужно было придерживаться некоторых запретов. Не разрешалось, например, переступать через скрученную веревку; стоять в дверях- роды долгими и трудными будут; сидеть на пороге- полагади, что закроется выход ребенка.и другие.
Рожать полагалось в левой стороне юрты, на земляном полу. Это место огораживалось занавесом. Перед родами муж уходил в лес и готовил специальное приспособление для роженицы. Оно состояло из трех березовых колышков, двое из которых с раздвоенными концами. Вернувшись домой мужчина вонзал в землю колышки на том месте, где женщина должна была рожать, а на раздвоенные концы поперек клал жердь. Колышки предварительно смазывали маслом и под ними настилали сено.
Рожала женщина, стоя на коленях, держась за перекладину. Иногда, сидя на корточках, опираясь спиной на руки повитухи, руками крепко ухватившись за перекладину.
Во время родов повитуха растирала роженице маслом живот, поясницу, направляла плод, советовала как вести себя в родах.
Перед родами мужчинам полагалось покинуть жилище. Ну а после рождения ребенка, когда повитуха перерезала ему пуповину и перевязывала ее сухожилиями, им разрешалось зайти обратно в дом. Потом новорожденного омывали теплой водой, заворачивали в одеяло из заячьих шкур, обматывала веревкой и вручала матери.
Примечательно, что в течение трех дней роженица и повивальная бабка считались "нечистыми". Им нельзя было прикасаться к посуде, проходить перед камельком. Так же роженице не рекомендовалось употреблять в пищу холодные, кислые продукты и смотреть на иконы. На сороковой день после родов якутка могла сходить в церковь, чтобы совершить обряд "очищения".
В прошлом веке произошло упрощение, а то и исчезновение некоторых обрядов, которые сопровождали роженицу. В течение сорока дней ребенка не показывают чужим людям; сохраняют волосы после первой стрижки; когда привозят новорожденного домой из роддома, его лоб мажут сажей с печи и др.- эти обряды сохранились, ну а любовь к детям у якутов и не исчезала.
Айтурган Азимжанова