Альтернатива языку вражды в российском медиапространстве
- Этнокультурное многообразие региона и РФ.
- Особенности освещения межэтнических тем в СМИ. Нужны ли специальные знания и навыки журналисту?
- Журналистские жанры и их использование в межэтнической тематике.
- Информационная и аналитическая межэтническая журналистика. Практическое задание по журналистике.
- Разбор практического задания.
- Знакомство со специализированными федеральными и локальными этническими изданиями. Сайт nazaccent.ru, местные СМИ.
- Этика этно-журналиста. Этический кодекс. Особенности освещения этнических конфликтов в СМИ региона и федеральных СМИ.
- «Язык вражды». Может ли использование определенных лексических конструкций в журналистских текстах вызвать возрастание межнациональной напряженности в обществе? Практическое задание: «Найдите в СМИ примеры использования «языка вражды». Предложите альтернативу».
- Практическое занятие (коллоквиум): разбор задания.
- «Бытовые» и этнические конфликты. «Ошибки» журналистов. Обсуждение публикаций в СМИ.
- Видеоконференция с представителями Гильдии межэтнической журналистики из разных регионов. Тема конференции выбирается регионом самостоятельно, но она должна быть связана с региональными особенностями освещения межэтнической темы.
- Практическое занятие (коллоквиум): обсуждение видеоконференции.
- Национальная политика в РФ. Информационная составляющая.
- Взаимодействие СМИ и власти. Встреча (возможно, выездная) с ответственным за нацполитику в регионе.
- Правовое регулирование деятельности СМИ. Правы и обязанности журналиста. СМИ-иноагенты, работающие с межэтнической тематикой. (Возможно, приглашение лектора – юриста, специалиста по авторскому праву и т.п.)
- Законодательные основы национальной политики РФ. (Приглашенный лектор — представитель прокуратуры, юрист и т.п.).
- Практическое занятие: «Как избежать обвинений в экстремизме». (Приглашенный лектор — представитель прокуратуры, юрист и т.п.).
- Новое лицо экстремизма. Как освещать резонансные события, где брать информацию, с кем взаимодействовать. Вербовка молодых людей в террористические организации: что журналисты могут противопоставить?
- Этно-конфессиональная тематика в СМИ. Встреча с представителем одной из конфессий.
- Подготовка и разбор материала по мотивам встречи. «Православная», «мусульманская» и др. журналистика, что это?
- Деятельность национально-культурных общин в регионе и их взаимодействие со СМИ.
- Встреча с представителями НКО в формате пресс-конференции. Подготовка новости по мотивам-встречи.
- Проблема миграции и ее освещение в СМИ. Европейский и российских опыт.
- Выездное занятие: подготовка уличного опроса на тему «Ваше отношение к трудовым мигрантам».
- Региональный опыт адаптации мигрантов (посещение миграционного центра или встреча с ответственным за миграционную политику в регионе).
- Проблемы сохранения этнической самобытности в регионах и стране в целом. Действующие в РФ программы. Что могут сделать СМИ?
- Национальные языки. СМИ на национальных языках: перспективы и проблемы. Встреча с журналистами из этнических СМИ и / или мост с Улан-Удэ, Махачкалой, Элистой, Астраханью, Тувой, Йошкар-Олой и др.
- Выездное мероприятие. Посещение народных гуляний (например, Масленица). Подготовка новости, фоторепортажа по итогам (февраль).
- Выездное мероприятие. Посещение Навруза (или другого мероприятия в формате фестиваля). Подготовка новости, фоторепортажа по итогам (март).
- Межэтнический компонент и потенциал внутреннего туризма: возможности соцсетей и региональных СМИ. Выездное мероприятие на объекте этнотуризма (по возможности).
- Презентация отчетных работ. Обсуждение.
- Презентация отчетный работ. Обсуждение – часть 2.