Казачий генерал Владимир Громов: "Черкеску надо носить с достоинством, а не просто так"
Первый атаман Кубанского казачьего войска – о своем отношении к сохранению традиций и попыткам осовременить культуру
Прошедший в октябре в Усть-Лабинске фестиваль народной казачьей культуры «Александровская крепость» стал поводом поговорить о сохранении традиций и о том, как создается тренд на традиционную казачью культуру и о роли личности в её сохранении. Нашим собеседником стал участник фестиваля, человек, стоявший у истоков возрожденческого процесса – атаман Кубанского казачьего войска с 1990-го по 2007 год, казачий генерал, доцент кафедры истории России Кубанского государственного университета Владимир Громов.
Всю жизнь вспоминали родные станицы и хутора
– Владимир Прокофьевич, что стало предпосылкой создания фестиваля в Усть-Лабинске?
– Носителей традиционной культуры становилось всё меньше, а, следовательно, уходило и понимание самого казачества. И поэтому пробудился интерес к истории, пробудилось желание сохранить традиционную казачью культуру и передать грядущим поколениям. Вот именно этим меня поразил организовавший фестиваль Олег Дерипаска. Он сказал: «Необходимо сохранить традиционную культуру, и я хочу создать Центр традиционной казачьей культуры». Но уже к тому времени даже специалистов по традиционной культуре в стране можно было по пальцам пересчитать, я его сразу предупредил. Это была огромная организационная работа. Что значит только привлечь коллективы фольклорные и мастеров декоративно-прикладного искусства со всей России?! Причем, если в прошлый год к участию в фестивале допускались коллективы со всей страны, то в этом году вернулись к тому, что привлекают только тех, что проживают на исторических территориях. Можно высказывать и замечания, и рекомендации организаторам, но это грандиозная площадка, где обсуждаются важнейшие исторические проблемы, то, в чем сейчас нуждается казачество. Фестиваль – это шаг к тому, чтобы человек интересующийся что-то взял оттуда.
– В этот раз обсуждали судьбу зарубежного казачества. Как поменялась риторика в отношении казаков-эмигрантов?
– Долгое время, при советской власти, мы относились к казачьей эмиграции как к ломтю хлеба, который отрезали, и он недостоин внимания, и понимания того, что для людей и для нашего Отечества это была трагическая страница. Мне повезло, потому что я первый раз я побывал в США в 1991 году по приглашению атамана Кубанского казачьего войска за рубежом Александра Михайловича Певнева. Я встречался с представителями первой белой эмиграции, и затем уже со вторым поколением, которое эмигрировало в годы Великой Отечественной войны. Брат моей бабушки тоже оказался в эмиграции и жил в Соединенных Штатах Америки, я встречался с моими родственниками там в 1991 году. Поэтому я с пониманием относился к ним. Я знал трагические судьбы многих, и прекрасно понимал их как историк. И мой рассказ был именно о судьбах, о консолидации казачьей эмиграции. Кубанские казаки, как и многие другие казачьи войска, увезли с собой казачьи регалии – это грамоты российских царей, знамёна за службу Отечеству и иные знаки внимания императорской власти.
– Кубанскому войску единственному удалось вернуть все регалии домой. Какие возникали трудности при возвращении казачьих регалий на историческую родину?
– Не раз над регалиями нависала угроза их разграбления, распродажи и утраты, но атаман Кубанского войска в зарубежье Вячеслав Науменко убеждал казаков, что их задача сохранить и возвратить их на родину, когда для этого созреют предпосылки и будут условия. Казаки мне рассказывали: «Мы всю жизнь вспоминали родные станицы и хутора, каждый кустик, каждое деревце, каждый поворот реки, наши дома». Они жили мечтой, что придет время и регалии будут возвращены, но оно не приходило. И в 60-е годы на войсковом совете в Кубанском войске за рубежом обсуждали вопрос, будет ли возможность вернуть регалии, и председатель войскового совета Кулик сказал: «Если в ближайшие 10 лет нам не удастся вернуть регалии на родину, то это сделают наши дети и внуки, но они должны выполнить наше желание вернуть регалии на родину».
Только Кубанское казачье войско возвратило в полном составе коллекцию регалий, а это 110 знамён, это грамоты начиная от Екатерины Второй до последнего императора Николая Второго, это символы атаманской власти, всего 260 раритетных предметов. И мы, конечно, должны быть признательны, не делая чести атаману Науменко, который затем оказался в главном управлении казачьих войск во время Великой Отечественной войны, но мы историки и должны понимать, что возвращением на родину регалий мы обязаны ему.
Единство формы и содержания
– Почему так важно сохранять именно традиционную казачью культуру и какие проблемы возникают с этим?
– Кто-то из мудрых сказал: «Если человек не является носителем хотя бы элементов традиционной культуры, он подобен пустому сосуду, который можно наполнить чем угодно». Нынешнее поколение казаков должно наполнять свой духовный мир, свои познания в истории через традиционную культуру.
Всё определяет личность, определяют родители – насколько они сохранили память о своих корнях, о традициях. Если сохранили, то их задача пробудить интерес у ребёнка. У казаков, и на Дону, и на Кубани, очень богатая праздничная культура. В праздничные дни нужно создавать соответствующую обстановку в семье. Она должна проявиться и в приготовлениях, дети должны видеть, что родители, бабушки, дедушки готовятся к этому, что это за праздник, в чём его смысл. Семья прежде всего должна стремиться сохранять традиции. Если этого стремления нет, его очень сложно получить извне. Может быть, еще в школе, но, к сожалению, наше учительство иногда такое нафантазирует и выдаст за традиционную культуру, что лучше бы ничего не говорили.
Есть казачьи общества, они тоже должны работать, думать, что бы провести такого в праздник, чтобы казаки со своими внуками и детьми приняли участие, погрузились, чтобы пробудился интерес. К сожалению, в деятельности и планах казачьих обществ вопросы истории и культуры не находят отражения. Казаки сами себе приятные, а культура сама себе отдельная. А так не должно быть. Содержание и форма должны быть едины в человеке. Не важно, казак или представитель другого народа.
Наш президент неоднократно обращал внимание на важность сохранения культурного многообразия народов Российской Федерации. В этом культурном многообразии должны быть и казаки – присутствующие, проявляющиеся, являющиеся носителями.
– А что для Вас значит быть казаком?
– Я приведу цитату из книги «Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества»: «Сущность казачества не в лампасе и не в чубе (есть казачьи войска, и не носящие лампаса и чубов), хотя и это все дорого казаку», то есть не во внешнем: «и не в «образе служения», а в казачьем духе, традициях и навыках, казачьей психологии свободного человека, в независим характере, чувстве собственного достоинства, безграничной любви казака к родному краю, его широкой терпимости, его предприимчивости, умении защищать свои права вообще и прежде всего во внутренних качествах казака».
Покупают иногда длиннющие нагайки, а нагайки ведь небольшие, для понукания лошади. Зачем они вам нужны? Если вы не знаете, с какой стороны к лошади подходить, либо видели её на картинках, зачем ходить с этой нагайкой? Будучи атаманом я ежегодно писал приказ по войску: кубанским казакам запрещено носить нагайки. Нечего пугать православный народ. Вы удивите людей своей культурой и образованностью, а не ходите с нагайками! Потому что, как я уже сказал, форма должна наполняться содержанием. В казачестве должно быть стремление к единству формы и содержания.
– Как определить свою национальную принадлежность?
– Своим студентам я предлагаю задать самим себе вопрос и, как перед Богом, по-честному ответить: если я русский человек, что во мне русского? Если я армянин, что во мне армянского? Если я казак, что во мне казачьего?
Когда вы по-честному себе ответите, вы должны поставить перед собой задачу: чтобы что-то от традиционного в вашей семье, в вашем духовном мире проснулось и получило свое развитие. Или я говорю страшилку студентам: «Ребята, представьте, наш президент издал указ, суть которого заключается в том, что с января, допустим, 2026 года все граждане Российской Федерации должны носить традиционный национальный костюм под страхом смертной казни. Какой костюм вы наденете и тем самым вы проявите свою идентичность?» Чем раньше ребенок наденет традиционный костюм, тем раньше он получит прививку, что он казак либо что он представитель другой национальности.
«Они у нас неблагополучные»
– Сейчас народную культуру часто пытаются осовременить… Человек разбирающийся сможет отличить исконное от наносного, а каким видит казачество человек непогружённый?
– Если фестиваль обозначен как традиционной казачьей культуры и туда придёт человек, который просто проявил интерес, он увидит, что сейчас казаки носят что-то среднее между кубанкой и тюбетейкой. Или взять модную среди казаков фланкировку. Казаки фланкировкой не занимались. Казаки учились владеть шашкой и рубить, а не махать. Если бы наши деды увидели казачёнка, который фланкирует, да ещё и девочку, сказали бы: «Они у нас неблагополучные». То есть это что-то наносное, с традицией не имеющее ничего общего. Но раз человек прибыл на фестиваль традиционной культуры, значит, то, что там демонстрируется, это традиция? Поэтому я за то, чтобы если фестиваль традиционной культуры, никакого новодела там быть не должно. Нравится вам фланкировка, снимите кубанку и размахивайте, сколько угодно. Я понимаю стремление как-то привлечь молодёжь. Но традиция есть традиция. Может быть, мы консервативны, но иного пути нет.
– Какой элемент казачьей культуры меньше всего претерпел изменения?
– В наибольшей степени сохранился всё-таки традиционный костюм. С самого начала возрождения казачества мы стремились одеть традиционный казачий костюм – в этом наша идентичность. Я кубанку и сапоги ношу с первого класса. Вы представляете, студент исторического факультета Кубанского государственного института Владимир Громов приходит в вуз в сапогах и кубанке! На меня смотрели, как на бог знает что, откуда он свалился, с какой планеты появился? Но для меня это было важно, потому что тем самым я демонстрирую свою принадлежность к казакам. Я всегда говорил и студентам: «Дорогие мои, я понимаю, это недешёвое удовольствие иметь традиционный костюм своего народа. У адыгов есть день национального костюма, и вы должны тоже его иметь, потому что вы тем самым демонстрируете свою этническую принадлежность». Вот это внешнее, кубанка, папаха, черкеска, кинжал, – неотъемлемая часть традиционной культуры. Но внешнее выражение этничности должно наполняться внутренним содержанием! Черкеску надо носить с достоинством, а не просто так.
– Как сейчас обстоят дела с сохранением традиционной казачьей культуры? Есть ли носители культуры, которые болеют за неё?
– Года два назад один из моих коллег пригласил меня на свадьбу. Свадьба была в ресторане, богатая, человек двести, а может, и больше. Я шёл, зная, что это будет современная свадьба. И вдруг на входе в зал каждому пришедшему вручают шишку. Это свадебный хлеб, который готовится накануне свадьбы. Жених и невеста раздают его в качестве пригласительного билета. А затем эта шишка вручается, когда происходит обряд дарения. Вы знаете, как приятно было! Молодые люди, которые пришли, не поняли, что это такое и пришлось мне пояснить, что это традиция. И вот, казалось бы, эта маленькая деталь – шишка. Но насколько стало тепло.
Как я уже говорил, сейчас всё упирается в личность, и если личность горит, значит, вокруг неё кто-то загорается. Современное казачество сегодня, к сожалению, в том положении, когда работа во благо будущего казачества упирается в наличие личностей, которые проводят непосредственно работу по приобщению и сохранению традиционной культуры. На Тереке этим занимается Олег Губенко. Он – руководитель фонда «Терское общество любителей казачьей старины», проводит конференции по истории. В бытность мою атаманом Кубань была центром изучения истории казачьей. Войско провело пять международных конференций, а потом все это исчезло, потому что пришли другие люди. Но Губенко проводит конференцию на высочайшем уровне. Во-вторых, он возродил искусство владения лошадью. Конные маршруты, конные походы за много верст совершают казаки на Тереке. Я сколько на Кубани говорю: «Да что же вы не можете?! У казаков есть свои лошади. Поставьте задачу. Да, это хлопотно, но это же традиция».
Есть и Андрей Вялый, потомственный казак кубанский. Два года назад он был наставником одного из классов 60-й школы. За год наставник вместе с учителем истории добился таких успехов, что класс верит в культуру и традицию. Вялый наш поет песни, исполняет церковные песнопения, водит детей в храм, приводит детей ко мне на Рождество. Мне важно, что дети приходят в мой дом славить Христа, мне не жаль никаких денег, чтобы их одарить. Они понимают, что доставили мне радость, а я рад, что они являются носителями культурной традиции. Сейчас Старо-Пашковское казачье общество готовит казачий атаманский бал. Я договорился в университете, и им предоставили зал. Будут вальс, мазурка и другие танцы. Это ведь такая красота, какие прекрасные мелодии, какие танцы. Человек горит и зажигает. А раз он горит, значит наша задача – помогать.
София Вагапова
Фото из домашнего архива героя публикации