Черный мыс: место, где переплетаются традиции и судьбы
Иногда маленькое и ничем не примечательное с первого взгляда путешествие по родным краям может обернуться удивительными этнографическими открытиями. Этим мы и руководствовались, отправившись летом в село Чёрный Мыс Новосибирской области.
Тишь да гладь
Недалеко от Чёрного мыса когда-то находилась деревня Заречноубинская, уничтоженная пожаром порядка семи лет назад. На ее месте находилось огромное скопление курганов с невероятным количеством находок – наконечниками стрел и ритуальными предметами для жертвоприношений. Археологи считают, что это всё оставили кочевники из Средней Азии, проходившие через эти края больше 1000 лет назад.
Дорога к селу тернистая: раз в день туда ходит автобус, и то в 4 утра, когда петухи ещё не проснулись. Отправившись по этому маршруту, мы заговорили с нашим единственным попутчиком - водителем Борисом Ивановичем.
«Да тут давно уже никто не ездит из молодежи. Только старики в райцентр по делам. Вот так часто туда-сюда катаюсь один, тишь да гладь», - поделился он.
Сегодня в селе одна улица, на которой живут порядка ста человек, маленький фельдшерско-акушерский пункт с запиской, что медсестра уехала в город до третьего числа, а также школа, которую во внеучебное время даже не закрывают на замок – так сильно односельчане доверяют друг другу.
Татарин и русская
Дорожка и советы местных вывели нас на дом директора местной школы Нургали Таирзяновича Файзрахманова – татарина, чья семья переселилась в эти края из Татарстана в начале XX века.

Нас с распростертыми объятиями встретила его жена - Нина Ивановна. Она, коренная москвичка, когда-то давно приехала сюда по распределению, да так и осталась.
Пара больше 60 лет живёт в межнациональном браке.
- Да, мы разной веры, он мусульманин, а я православная, но это не мешает нам. Трех детей вырастили, те уже давно в город жить уехали. Мы и Пасху, и Навруз – праздник весны у тюрских народов, вместе празднуем. Я даже сама татарский чуть-чуть выучила, работая в местной школе, - рассказала Нина Ивановна.
- А как это связано? Разве здесь так много татар?
- Да, село преимущественно татарское. В начале XX века сюда переселились люди с Поволжья, бежали от голода. И чуваши тут есть, и башкиры.
Позже к диалогу подключился Нургали Таирзянович, сообщив, что деревня изначально называлась Иптәш (Иптэш) Аул, что переводится с татарского как «Деревня друзей».
Раскопки здесь действительно проходили. В начале 1990-х годов местные жители случайно нашли наконечники из стрел и кости диких животных на берегу Убинского озера, когда ходили туда за водой. Позже приехали учёные, раскопали могильники. Их больше 70 штук, самый большой в длину больше 20 метров. Видимо, здесь был похоронен знатный воин. По словам учёных, такие же артефакты были найдены на территории современных Монголии, Китае и Средней Азии. Видимо, кочевнические народы,
- пояснил Нургали Таирзянович.

Кладезь информации
Нам удалось увидеть серию фотографий с раскопок, а также мы узнали историю деревни Заречноубинской, из которой местные жители позже перебрались в Чёрный Мыс. Когда-то здесь кипела жизнь, устраивались дискотеки в доме культуры, работал рыбный комбинат и несколько колхозов.
- Каждый год вся деревня гуляла на Навруз и Сабантуй – татарский праздник, отмечающийся в честь завершение полевых работ. Сейчас уже почти никого не осталось, большинство уехало в крупные города – Омск и Новосибирск, либо же в райцентр – село Убинское. Но связь с земляками всё равно не потеряна – мы часто списываемся и поздравляем друг друга с праздниками, – отметил Нургали Таирзянович.
Из этого этнопутешествия мы привезли много ценной информации. Оказалось, что Заречноубинский могильник - это огромная кладезь информации о бывших когда-то на территории Новосибирской области кочевников. А село Чёрный Мыс – место с прекрасными людьми, которые, находясь на расстоянии тысяч километров от исторической родины, сохраняют родную культуру.
Вероника Сысолина
Фото и видео автора
16.11.2025