Почему юртовские татары играют свадьбу в теплицах?
Юртовские татары – многочисленные представители тюркоязычной этнической группы Астраханской области, они проживают в нескольких сёлах Приволжского и Икрянинского районов. Эти астраханские татары имеют свои обычаи и обряды. И начинаются они с самого рождения.
Первый крик ребёнка возвещал о том, что в доме родился новый человек. О радостном событии первым сообщалось деду «Мал атау». Если мальчик, то радость была вдвойне, ведь он наследник, продолжатель рода. Дед на радостях тут же дарил внуку корову или телку, лошадь или кобылку, если семья была зажиточной. Если менее обеспеченная – овцу или козу, на худой конец ягненка. Когда семья сына отделялась со своим хозяйством от отца, то внуки уводили дареную скотину в своё хозяйство. Малыша до 40 дней приходила купать близкая родственница, которая хорошо умела это делать. Она обучала всему, что должна знать молодая мама. За это её угощали и одаривали подарками.
А имя шепчут на ухо…
Имя ребенку дают после нескольких дней со дня рождения. Зовут муллу, который читает специальную молитву, затем несколько раз шепчет в ухо ребёнка его имя. На этот праздник «Бишек-туй», посвященный рождению ребенка, приходят гости и со стороны отца младенца, и со стороны матери. Бабушка со стороны матери собирает приданое маленькому внуку (внучке). Обязательным было нести маленькую детскую арбу (деревянную тележку). Она небольшая, в неё клали мягкий тюфячок, сажали малыша и катали по комнате. Дед со стороны матери тоже дарил ребенку какую-либо скотину. Или её сразу привозили, или она росла и давала приплод до того времени, пока родители ребёнка сами решали взять её в своё хозяйство.
Без пирога нет сватовства!
Для татар типична женитьба по сватовству. Девушку сватают две свахи – близкие родственницы со стороны отца и матери жениха. Для знакомства с невестой приносили с собой подарки. Будущая свекровь дарила украшение из золота, свахи также несли подарки. Неотъемлемая часть обряда – большой пирог «Нугай белиш», который выпекается в специальной печке из очень жирного недрожжевого теста. Начинка его: рис и мясо, заправленные луком, солью и перцем. Кроме пирога, свахи на небольшом подносе приносят маленькие конфеты, орехи, кусочки сахара. На этой встрече обговаривают свадьбу. После ухода свах и матери жениха, зовут муллу, он читает молитву, разрезают пирог и угощают родственников. Конфеты делят и раздают близкой родне невесты, тем самым оповещают, что девушку сосватали.
Традиционный девичник
Щакыр туй – праздник для молодежи и невесты. Для гостей накрывают столы с угощениями, устраивают гулянье с песнями, танцами, т. е. провожают девушку. В татарских семьях воспитание детей лежит на бабушках, а позже, в подростковом возрасте за ними наблюдают и наставляют; мальчиков – старшие братья, дяди, а девочек – снохи. К выходящей замуж девушке приставлялись две снохи. Они объясняли девушке её поведение до свадьбы, во время свадьбы и после свадьбы в доме мужа.
Ах, эта свадьба пела и плясала в теплице!
В день свадьбы с утра проводят «Никах» – обряд мусульман наподобие христианского венчания. Со стороны жениха приходят двое мужчин-свидетелей и сам жених. Приглашенный мулла читает специальную молитву, которая соединяет перед Аллахом жениха и невесту. Он трижды спрашивает парня и девушку об их согласии соединиться узами брака. После окончания молитвы хазрат поздравляет молодоженов и их родителей, наставляет новоиспеченных мужа и жену, дает им советы о правильной и благополучной семейной жизни.
Классическая сельская свадьба астраханских татар «Туй» проходила в шатрах. Обычно играли ее осенью, по завершении основных сельскохозяйственных работ. Поэтому для празднования использовали теплицы, в которых уже собран урожай. Их убирали внутри и приводили в пригодное для торжества состояние, притаптывая землю и развешивая тюль по периметру. Столы и скамьи колотили сами, расставляли внутри шатра буквой «П». По центру, напротив входа усаживали молодоженов, по краям родственников. Зелень и некоторые овощи, могли не убирать с грядки вплоть до начала празднования, чтобы наисвежайшими подать на стол.
До сих пор обычай играть свадьбы в шатрах существует, ведь это и дань традициям и экономически выгодное мероприятие, так как банкетный зал обходится значительно дороже. Татары используют не только теплицы, иногда они специально сооружают шатры для мероприятия за несколько дней до свадьбы. Их ставят перед домом или во дворе, покрывая каркас летом легкой пленкой, в осеннее время брезентом. Удобство состоит в том, что гости гуляют в родном селе, не выезжая за его пределы, поэтому нет необходимости нанимать транспорт. Все в шаговой доступности. К тому же местные жители говорят, что свадьба в шатре всегда веселее и ярче!
Может чаю??
На следующий день собираются пожилые родственницы и домочадцы жениха. Молодая сноха во главе со своими снохами обходят всех родственников и здороваются за руки (биткурем). Дословно «показ лица» молодой снохи. Затем молодая сноха подает гостям чай, угощает всех. За это родственники кладут ей деньги в карман фартука. Чай готовят снохи заранее, т. е. до свадьбы и после свадьбы старшие снохи помогают молодой снохе войти в роль молодой жены. После этого они покидают её.
Теперь к родителям только по официальному приглашению
После свадьбы дочь уже не может приходить в дом родителей без разрешения свекрови. Первый приход совершается после официального приглашения родителей невесты. Зовут домочадцев зятя, самого зятя и дочь. Новая сватья печет пирог, готовит подарки и ведёт сына с молодой снохой в дом её родителей. С этого момента они начинают общаться.
Вероника Сулейманова, слушательница Школы межэтнической журналистики в Астрахани