Методы борьбы с засухой или ритуал вызывания дождя
Обряд вызывания дождя известен испокон веков практически во всех странах мира, занимающихся земледелием. В основе этих обрядов лежит древний культ плодородия. Почти во всех народах люди посредством исполнения магических ритуалов пытались вступать в контакт со сверхъестественными силами, способными управлять стихиями и помочь в достижении производственной цели.
Для славян практика вызова дождя в прошлом существовала в двух видах: церковном, когда применялись крестный ход и моление о ниспослании дождя, и чародейском, когда «вызыватели» дождя действовали по древним языческим обрядам.
В русской среде сохраняли определенное распространение такие типы, как:
- воздействие на могилы некоторых категорий покойников;
- опахивание села;
- пахание реки6.
В данных обрядах причиной засухи крестьяне считали скоропостижно умерших (отравленных), реже – убитых, утонувших, полагая, что их мучает нестерпимая жажда, и они высосали влагу из земли и облаков. Обряд вызывания дождя в таком случае состоял в коллективном поливании водой могилы такого покойника или выкапывании гроба с тем, чтобы потом бросить его в реку или болото. Соединение трупа-отравленника или его могилы с водой символически сочетало стихию воды с миром умерших, тем самым через посредство последних ожидалось прибытие дождя.
В Новосибирской и Тюменской областях Западной Сибири зафиксирован широко распространенный на Кавказе, обряд вызывания дождя в виде пахания реки. Обряд заключается в следующем: молодые девушки, солдатки и с ними обязательно одна беременная женщина, как руководитель (погонщик), берут плуг, впрягаются в него и пашут воду реки у самого берега, таща плуг по воде. Беременная женщина погоняет запряженных девушек. Беременная женщина символизирует в обряде плодородие и животворящее начало, влагу. На Кавказе это был обычай пропахивания русла пересохшей речки. У чеченцев и ингушей этот обряд исполняли раздельно как женщины, так и мужчины. Во дворе наиболее почитаемого в селе человека, считавшегося удачливым, благодатным, они впрягались в плуг, а затем протаскивали его вдоль и поперек русла речки, при этом обливали друг друга водой.
По старинному доисламскому чеченскому поверью, надёжное средство против засухи — змея. Чтобы вызвать дождь, чеченцы убивали и подвешивали змей. Вестницей непогоды в народных представлениях считалась и ворона, поэтому чтобы вызвать дождь, нужно было разрушить воронье гнездо.
У балкарцев существовали обряды, связанные с «вызыванием дождя», которые сопровождались специальными песнями и танцами. Перед началом действа балкарцы наряжали деревянную лопату в женскую одежду. Это чучело называлось «Кюрек бийче» («Княгиня-лопата»). Затем двое подростков брали «Кюрек бийче» под руки и начинали шествие. За ними шли другие подростки. Останавливаясь во дворе того или иного дома, участники пели обрядную песню.
В Полесье часто в колодец сыпали мак, бросали деньги, соль, чеснок, освященные травы, зерна пшеницы и ржи, просфору и др., лили освященную воду, вычерпывали всю воду из колодца и т.п. Иногда в колодец бросали глиняные горшки, причем во многих селах Полесья считали, что горшок следовало украсть — у соседей, инородцев или у гончаров. Гончаров, считали виновниками засухи из-за их причастности к стихии огня (обжиг горшков, черепицы) и профессиональной заинтересованности в сухой погоде ради сушки своих изделий.
Обряд вызывания дождя широко распространен и в селах астраханских (юртовских) татар, средневолжских татар-переселенцев (казанских и мишарских), ногайцев-карагашей, туркмен и казахов. Ритуал заключался в следующем: все жители села собирали деньги и покупали жертвенное животное (корова, баран и др.). В назначенный день на краю села животное приносили в жертву и готовили из него обрядовую пищу. В процессе приготовления или после него устраивалось коллективное моление, которым обычно руководит мулла, а затем следует трапеза.
Примечательно, что в некоторых селах Астраханской области и по сей день практикуется этот ритуал. Известно, что дождь вызывают в селах: Татарская Башмаковка, Килинчи, Яксатово, Фунтово, Сеитовка, Хошеутово, Лапас, Новые Булгары, Светлое, Линейное, Курченко, Янго-Аскер. Разнообразны и наименования обряда: «кудай жол» (наиболее распространенное), «телек телеу» или «теляк теляу», «янгыр теляу», «алла юлна садака», «бутка пешеру», «садака», «садака биру», «садака китеру», «зияратлык», «зиярат иту». К числу архаичных и уникальных элементов обряда можно отнести: желательный черный цвет жертвенного животного, магическое обливание друг друга водой с целью имитации дождя.
Обряд вызывания дождя – важное и интересное явление, один из довольно редких обрядов, в котором наряду с поздними религиозными изменениями в виде использования в ритуальных действиях мулл, чтении ими сур Корана, икон и христианских молитв, сохранилась значительная часть языческих традиций, отражающих мифологические представления древних культур. Почти все народности, населяющие нашу мультиэтничную страну, исполняли этот ритуал для получения возможности сверхъестественного воздействия на окружающий мир. Обряд вызывания дождя демонстрирует схожесть методов разных культур в достижении общей, главной цели – плодородия.
Вероника Сулейманова, слушательница Астраханской Школы межэтнической журналистики