Знакомство с исламом
16 мая студенты школы межэтнической журналистики в Самаре встретились с муфтием, руководителем Регионального Духовного управления мусульман Талип-хазратом Яруллиным. Встреча проходила в Самарской Соборной мечети и ее темой стала этно-конфессиональная проблематика в СМИ.
На территории Самарской области ислам исповедуется с 922 года. Именно в это время он становится официальной религией средневековой Волжской Булгарии. Это раннефеодальное государство появилось на землях нынешнего Самарского края еще задолго до прихода сюда русских переселенцев и основания крепости Самара. Оно занимало значительные части территорий нынешних Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской и Самарской областей и имело большое влияние в Восточной Европе с X по XIII века. Волжская Булгария контролировала часть волжского, а также камского торгового пути, вела торговлю со многими средневековыми государствами. Здесь процветали ремесла и сельское хозяйство. Нынешняя территория Самарской области являлась крайне важной частью государства волжских болгар (булгар). Его южным форпостом стал так называемый Муромский городок. Это был настоящий средневековый город, находившийся на Самарской Луке. Его средневековые жители – булгары, родоначальники современных народов татар и чуваш.
А теперь вернемся к нашему посещению мечети, во время которого Талип-хазрат Яруллин рассказал о том, как важно хранить национальную культуру, язык и традиции. По его словам: «Мы как цветы, а «букет из разных полевых цветов красивее. Мы можем любить культуру, придерживаться традиций своего этноса, но при этом должны уважать и другие народы».
Как отметил муфтий, сегодня в современном обществе весьма неоднозначное отношение к исламу. Многие с осторожностью относятся к этой религии. А происходит это из-за террористической деятельности людей, называющих себя мусульманами, а также некомпетентности СМИ, которые неправильно трактуют выдержки из Корана и попадаются на удочку террористов. Один из постулатов исламской религии запрещает наносить вред любому живому существу. Часто используемые журналистами при освещении терактов термины «джихад» и «шахид» на самом деле означают борьбу с самим собой и своими слабостями. Так, «шахид» – человек, который умер, сражаясь в честном бою за свою веру, а не человек, который убивает себя и других людей. «Джихад» означает самосовершенствование и борьбу со своими страхами.
Сегодня в Самарской области проживает более двухсот тысяч мусульман. Это и коренные народы края, традиционно исповедующие ислам, и приезжие из стран союзных республик. Проходя по залам Самарской Соборной мечети внушительных размеров и знакомясь с канонами современной исламской архитектуры, мы узнали, что современное здание вмещает около шести тысяч молящихся одновременно. Но в праздники приходят намного больше верующих и многим приходится оставаться перед входом в мечеть.
Уже совсем скоро, 27 мая у мусульман начнется священный месяц Рамадан. Это время обязательного поста. В течение месяца Рамадан верующие в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, интимной близости. Пост начинается с начала рассвета (после утреннего азана) и заканчивается после захода солнца (после вечернего призыва к молитве). Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни дает возможность мусульманам почувствовать силу своей веры. Помимо внешней чистоты, в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю — освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Этот месяц позволяет верующим лучше понимать других людей, учит состраданию и самосовершенствованию.
Текст: Руфия Кутляева
Фото: Алена Смирнова