Стерео-музыка против стерео-типов
Отрицать тот факт, что в обществе стереотипы занимают важное место, не имеет смысла. Плохо это или хорошо? Лично я не могу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Но с уверенностью можно диагностировать, что им (стереотипам) «подвержены» совершенно разные люди. Предпочту сузить круг рассуждений и рассказать о стереотипах межэтнических, а, скорее, межконфессиональных. Кто-то обладает целым «арсеналом» клише по этой теме, другой же имеет лишь одну-две «стереотип-хлопушки». В отличие от оружия любого типа для хранения предубеждений специальных разрешений не требуется.
В чём же «профит»?
Моя статья может быть полезна тем, кто занимается борьбой со стереотипами. Как эта борьба обычно проходит? Проведём мысленный эксперимент. Представьте себе следующий диалог:
– Я считаю, что ислам – это агрессивная религия!
– Это неправильно. Почему ты так считаешь?
– Потому что мусульмане ради своей веры готовы совершать террористические акты. Из-за этого страдает множество людей.
– Это не так. Террористы часто прикрываются религией для оправдания своих действий. Верующих это возмущает, так как искажается представление об их религии.
– А почему террористы это делают? Значит, они чувствуют, что такое «прикрытие» может оправдать их в глазах каких-то людей?
– Это довольно серьёзная тема. И тут нужно во многом разбираться.
Примерно так. Сами понимаете, что борьба с конкретным предубеждением может не увенчаться успехом. И как быть? Я уверен, что наиболее сильным «противоядием» от «укусов» стереотипов является ИСКУССТВО. Правда, оно тоже может быть клишированным, и тогда «противоядие» может иметь побочные эффекты. Многое зависит от особенностей конкретного человеческого организма, его реакции на «болезнь» и «лекарственные препараты».
Сразу же развенчаю ваши иллюзии и скажу, что стереотипы не исчезнут никогда, так как это органичное свойство нашего ума. Но снизить процент «страдающим недугом заблуждений» можно. Думаю, я достаточно долго держал вас в предбаннике, а теперь с удовольствием готов хорошенько попарить.
Музыка – лучшее лекарство
В ноябре 2015 года молодая канадская группа Deen Squad на своём YouTube-канале выложила клип на песню Muslim Man (на момент, когда я это написал, видео имеет более 5,5 миллиона просмотров). В клипе музыканты Karter Zaher и Jae Deen катаются по центру Торонто на гироскутерах. При этом в руках у каждого плакат. На одном красуется фраза «Я мусульманин», а на другом – «Нет, я не террорист». Общее позитивное настроение клипа дополняется фотосетами музыкантов с обычными прохожими. Важным моментом единения авторов и слушателей стало совместное исполнение некоторых моментов из песни и запуск небесного фонарика в конце клипа. Тогда же появляется и третий плакат, на котором выводится слово «Peace».
Что касается самой музыки, то трек хорошо раскачивает. Интересная звуковая дорожка в сочетании с бодрой читкой текста вызывает желание подпевать музыкантам. И спустя какое-то время вы уже сами не замечаете, как вместе с Deen Squad зачитываете: «I'm Muslim Man…» и «No I’m Not a Terrorist…». В такие моменты конфессиональные предпочтения куда-то исчезают. Лично для меня этот клип – современный культурный ответ популярному стереотипу о сверхагрессивности ислама, а не просто интересная песня двух канадских рэперов-мусульман, работающих в оригинальном жанре Halal Hip-Hop.
Популярность группы возрасла, и на неё обратили внимание CNN, BBC, CBC, Huffington Post, Al Arabiya и MBC1 (материалов от русскоязычных журналистов я не обнаружил). В ряде интервью музыканты подчёркивали, что целью их творчества является грамотное представление мусульманской культуры в мире. В своих клипах Deen Squad рассказывают о Хадже (клип «Mecca», более 3,7 млн. просмотров), женитьбе («Believer», более 2,3 млн.), хиджабе («Cover Girl», более 1,2 млн.) и многом другом.
Однако творчество музыкантов пришлось по вкусу далеко не всем. Под их клипами на Youtube cтали появляться критические комментарии. Некоторые пользователи требовали перестать «порочить религию», «побояться Аллаха» и «прекратить этот харам». Парни были готовы к такой реакции. В конце 2016 года они сделали видео, в котором зачитали 9 «злобных» комментариев, оставленных за год в Twitter. От одного из них ребята буквально взялись за голову: «Если бы вы могли сохранить Шайтана или Deen Squad, кого бы вы оставили, лично я предпочту, чтобы Шайтан шептал мне на ухо». В конце ролика парни сердечно поблагодари своих «хэйтеров» за искреннюю «любовь».
В марте Deen Squad выпустили дебютный EP под названием «Fajr», состоящий из 5 треков. Мини-альбом занял 24 место на Amazon Top Sellers в категории Soul. Кроме того, он оказался в числе 180 самых продаваемых Hip-Hop альбомов на Google Play. В общей сложности их видео на всех платформах посмотрели более 170 миллионов человек. На официальную страницу группы в Facebook подписаны 1,6 миллиона поклонников.
На финише
Вы только что познакомились с интересной, набирающей популярность музыкальной Halal Hip-Hop группой Deen Squad – это констатация очевидного факта. Но так ли очевидно, что стереотипы являются неотъемлемой деталью человеческого общества? Я думаю, да. И такое положение вещей не стоит оценивать категориями «хорошо-плохо». Стереотипы - это как таблетка аспирина при головной боли – лучше принять, если есть возможность. Вам не кажется, что если бы не было межэтнических стереотипов, то и школы межэтнической журналистики работали бы по-другому? Какое место занимали бы люди, специализирующие в этой области? Рассуждения по таким темам и вовсе отсутствовали бы за ненадобностью. Да, и статья моя вероятно тоже. Однако вы только что её прочитали, следовательно, хорошо это или плохо, но стереотипы существуют. И если вы по натуре боец, то поздравляю: вам есть с чем бороться.
Об отношениях стерео-музыки и стерео-типов рассказывал выпускник Школы межэтнической журналистики в Пскове Иван ЖУРАВКОВ