Кто такие "шитые рожи" и почему они шитые?
Татуировки известны с древних времен и встречались у самых разных народов. Их любили индейцы Америки, народы Японских островов, жители Крайнего Севера, аборигены южных широт Новой Зеландии и знаменитые воинственные маори. Не обошла эта традиция и один из коренных малочисленных народов России – эвенков.
По сведениям крупного исследователя-тунгусоведа Глафиры Василевич, известия о «шитых рожах» (так называли раньше западные группы эвенков) доходили до русских ещё в XVI веке. О тунгусских татуировках позже сообщали многие путешественники, проезжавшие по Сибири – Герхард Миллер, Ричард Маак, Иоганн Гмелин и другие.
Предполагается, что рисунки на лице считались у эвенков признаком невероятной красоты. Эта традиция сохранялась у них вплоть до конца XIX – начала XX века.
Татуировку наносили на лицо ещё в детском возрасте сухожильной ниткой, смазанной сажей, делая стежки под кожей. Также они наносили рисунки на руки и, вероятно, в глубокой древности на ноги.
К такому выводу пришли после того, как сравнили татуировки на руках с узорами на ноговицах (узких штанинах) в традиционной одежде эвенков. Они оказались похожи, отсюда и появилась гиипотеза, что рисунки раньше наносили на ноги, а уже потом они трансформировались в рисунки на ткани.
Стоит отметь, что не все группы эвенков украшали себя рисунками. Они точно были у тунгусов (старое название эвенков и родственных им эвенов), живших к западу от Лены, а у эвенкийских групп Забайкалья эта традиция была забыта ещё в XVII веке.
Эвенкийская татуировка стала широко известна после того, как в 2024 году эвенки Бурятии выпустили фотопроект «Шитые лица», представившие публике этот аспект своей культуры.
Рисунок автора
Аюна Федорова
17.10.2025