"Мы храним свои традиции"

"Мы храним свои традиции"

Сейчас она живет в Воронеже. Здесь же находится вся её большая семья – дети, внуки и правнучка.  Рявза Тяртина рассказала, что недавно воронежские татары начали устраивать встречи в помещении Музея-диорамы. Их главной целью является наладить контакт между представителями своей национальности. На такие встречи приходят в основном взрослые люди. Они устраивают чаепития и общаются. Здесь по-особому относятся к пожилым. Стараются уделить больше внимания. Оказать помощь. Тем более если им больше некому помочь.

Рявза Идрисовна рассказала, что в нашем городе нет ни мечети, ни молельного дома. Когда к нам стали переезжать мусульмане из разных мест России, для них было выделено место под религиозное кладбище в поселке городского типа Ольховатка. На нем проводятся все полагающиеся обряды. Мусульманское кладбище в поселке можно легко узнать по мраморным плитам и полумесяцам.

«Мое детство прошло на колёсах», - вспоминает Тяртина. Её отец был начальником путей сообщения. Он руководил ремонтом железнодорожного полотна в разных частях Советского союза. Вся семья жила в большом пассажирском вагоне, остальные рабочие - в небольших вагончиках. Героиня родилась в Новосибирской области, там находился состав в этот момент. В таком доме на колесах маленькая Рявза увидела многие города страны, среди них были Чарджоу, Иссыск-Куль, Омск. Она училась там, где останавливался поезд.

мы храним свои традиции

Женщина поделилась одним своим ранним воспоминанием: «Это был день, когда стало известно о смерти Иосифа Сталина. В тот момент мы подъезжали к Средней Азии, совсем рядом была река Сырдарья. Мой отец остановил состав. Я видела, как из вагонов выбегали люди. На их глазах были слёзы. Они сильно переживали эту потерю». Когда отец героини вышел на пенсию, ему дали квартиру в Омске. Рявза Идрисовнадо сих пор помнит её адрес. Спустя время семья переезжает в село Усть-Уза Пензенской области. Тяртина говорит - это было сделано для того, чтобы она не вышла замуж за русского. Для её родителей было важно, чтобы зять был из своих. Был мусульманином.

Героиня вспомнила о больших праздниках и обрядах из своего детства. Один из них - Ураза-байрам. Он завершает долгий пост. Его соблюдали родители женщины. Став подростком, Рявза Идрисовна присоединилась к старшим. До восхода солнца, около трех или четырех часов утра, она вставала вместе с родителями, чтобы принять пищу. Весь оставшийся день они не ели и не пили - до того момента, пока не уйдет солнечный свет. Спустя семьдесят дней после окончания поста празднуют Курбан-байрам. Это праздник жертвоприношения. Тяртина рассказывает, что в этот день семья покупает барана. Затем приглашают мусульманского священника -  муллу. С молитвой он режет и разделывает животное. Себе оставляют четвертую часть, остальное раздают. Жертву старается принести каждая семья.

«Мы храним свои традиции. И сейчас все это повторяется. Даже в советское время мы соблюдали обряды и отмечали праздники. Жили здесь, в Воронежской области, а на особые даты ездили в своё родное село. Значимые мероприятия должны проводиться там, где ты родился. Обязательно привозили с собой детей. Показывали и рассказывали им все», - сказала Рявза Тяртина.

мы храним свои традиции

Женщина рассказала, как в 15 лет вышла замуж. Будущий муж Мянир увидел её, когда она сидела у окна в своем доме. К этому моменту девушку уже пытались украсть, чтобы женить на себе. Её дядя был директором школы, где она училась. Он предупредил о случившемся отца Тяртиной, поэтому девушка проводила все время со своей семьей. Однажды к ним в дом пришла тетя Мянира. Она рассказала о том, что парню очень понравилась Рявза. Старшие обговорили все подробности. Договорились о калыме - выкупе за невесту. В январе случилось некое подобие сватовства, а в марте произошла свадьба. Женщины и мужчины праздновали в разных домах. Столы были заставлены разными блюдами из мяса и рыбы. Было много выпечки: пышки, хворост, пироги.

По обычаю невесту не должны видеть, и она просидела весь праздник в чулане. Иногда дверь в него приотворялась – это кто-то из гостей хотел посмотреть на девушку. В тот день Рявза Идрисовна была одета в простое светлое платье. На голове у неё был платок. После свадьбы девушка стала жить в доме родителей мужа. Там она хлопотала по хозяйству. Работы было много. Но вначале невестка должна была украсить дом свекрови. Для этого Тяртина приготовила вышитые крестиком и гладью полотенца, постельное белье, занавески. Со временем новая семья переехала в Воронежскую область. Женщина уточняет: её дети женились уже как все современные люди.

«О традициях я стремилась рассказать всё детям. Говорила о том, как надо уважать старших, как надо себя вести. Хотела, чтобы они выучили родной язык. Чтобы мои дети женились на своих. Я рада, что у меня есть возможность приезжать в свое село. Там могилы моих родителей. Там мои корни», - поделилась Рявза Тяртина.

Руслан Григорьев, студент Школы межэтнической журналистики, журфак ВГУ, 3 курс

Фотографии из архива Рявзы Тяртиной