Сабантуй – праздник плуга

Сабантуй – праздник плуга

В Астраханской области 13 мая прошел Федеральный Сабантуй, приуроченный к 300-летию губернии.

сабантуй в АстраханиИспокон веков празднование Сабантуя у татар было одним из главных событий года, к нему долго и тщательно готовились. Всю зиму девушки занимались рукоделием: ткали, шили, вышивали полотенца и рубашки. Сегодня на праздник, приехали умельцы из 40 с лишним регионов России. В созданном на площадке «Городе мастеров», свои изделия представили народные творцы Республики Татарстан, Астрахани и других регионов России. Изделия из камня, дерева, вышитые национальными узорами кожаные сапоги, домотканные полотенца и рубашки возвращали гостей в старину.

Как и сейчас, в прошлом Сабантуй начинался с самого утра. Женщины надевали свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетали ленточки, подвешивали к дуге колокольчики. Все наряжались и собирались на майдане – большом лугу, где устраиваются различные состязания. Сегодня в Астрахани поле заменили ареной главного стадиона города. Здесь развернулись классические шуточные соревнования: бег с ложкой во рту и положенным в неё яйцом, бег с ведрами, наполненными водой, на коромысле, бег в мешках, бой мешками, набитыми сеном, который ведут на скользком бревне, перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху и др.

сабантуй в Астрахани

Исторически так сложилось, что астраханские ногайцы (карагаши) не знали и не отмечали этот праздник вплоть до тридцатых годов XX века. Только после организации коллективного хозяйства, Сабантуй прочно вошел в активную праздничную традицию ногайско-карагашских сел. Так, в карагашском с. Сеитовка Красноярского района Астраханской области Сабантуй стали праздновать лишь после организации колхозов. Проводили его по окончанию уборочных работ.

В селе казанских татар Новые Булгары Икрянинского района традиция празднования Сабантуя прослеживается с 1920-1930-х годов, т.е. с момента основания села. Средства на проведение праздника выделял колхоз. Часть денег и подарков собирали у населения. Для этого организатор праздника, повязав на голову платок и взяв в руки ведро, обходил село из конца в конец. Каждый помогал, чем мог (хозяева давали баранов, овец, кур, яйца). В день Сабантуя устраивались скачки, лазанье на столб, стрельба из ружей, борьба. Победителям вручались подарки. О предстоящем Сабантуе извещали жителей ближних и дальних сёл. Игры, как правило, длились два дня. В военные и послевоенные годы праздник не проводился, и только с 1988 г. его вновь стали регулярно отмечать.
Одним из самых популярных видов состязаний, по-прежнему, остается национальная борьба («корэш»). Для победы в корэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы поднять противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победителем в этом году стал заслуженный мастер спорта Татарстана Раиль Нургалиев. Он получил главный приз Сабантуя – барана и автомобиль Volkswagen Polo.

Неотъемлемой частью праздника является концертная программа, где приняли участие многие самодеятельные и профессиональные коллективы Республики Татарстан. Ну и куда же без национальных блюд? Татарстанские кулинары приготовили 160 килограммов чак-чака и угостили этим сладким блюдом гостей Сабантуя.

Сегодня Сабантуй отмечается во всех уголках мира, где живут татары и башкиры, почитающие традиции своего народа. В Астраханской области он давно уже стал любимым весенним праздником. Традиция отмечать Сабантуй – это огромный вклад в сохранение и развитие национальной культуры и укрепление межэтнического согласия на территории Астраханской области.

Вероника Сулейманова, слушательница Астраханской Школы межэтнической журналистики