Похороны ещё не прощание

Похороны ещё не прощание

Так уж сложилось, что у коми, да и вообще у любого человека независимо от национальности, есть три важных периода в жизни: рождение, свадьба и смерть. У коми каждый этап сопровождается определённым обрядом, и поминальные ­– самые таинственные и консервативные из них.

Круговорот жизни

. Несмотря на всю свою консервативность, поминальная обрядность имеет свои отличия у отдельных этнографических групп коми и даже в разных сёлах! Поэтому, если вам при чтении покажется, что автор ошибается и таких ритуалов нет, возможно вы заблуждаетесь. В этой статье я хочу рассказать о традиционной обрядности вишерских коми.

В статье речь пойдёт только о ритуале поминовения на 40 день после смерти. Похоронно-поминальная обрядность коми включает в себя пять этапов: ритуальные действия, которые предпринимаются в доме, в котором есть умирающий человек, обмывание и обряжение покойника, бдение у гроба, обычаи дня похорон, поминальные обычаи: поминальный стол после похорон, девять дней, 40 дней, год со смерти человека.

Странствия души

По христианской традиции, после смерти душа человека в течении 40 дней бывает во всех местах и уголках мира, которые он посещал в жизни. И от этих мыслей родным становится теплее на душе. Начинаешь представлять, как бабушка или дедушка ещё раз летят в Астрахань, в Казань, в Москву, в Минск, Екатеринбург или ещё в какие-то города и страны. А если их много? Думаешь, как он успеет побывать за 40 дней в стольких странах и городах, ведь в жизни он столько красивых мест повидал…

И вот, на 40 день его душа возвращается обратно домой.

Поминки

Родственники умершего приглашают в его дом человека - «заместителя» покойника. Как говорят старожилы, важно выбрать «заместителя», с которым умерший был в хороших отношениях, желательно похож на него внешне: телосложением, внешностью. Так как вести в деревне расходятся быстро, особого приглашения другим знакомым не требовалось – приходили все, кто хотел вспомнить умершего. Как правило, готовили то, что любил умерший, но обязательно подавали рыбник и другую выпечку – шаньги с различными начинками, кисель и суп из дичи.

Прощание

После поминок топили баню, «заместителю» давали чистую одежду, отправляли мыться, так как он должен был очиститься от всего мирского. После того как «заместитель» покойника помылся в бане, выходили на крыльцо, двери закрывали. Еду, которая была приготовлена для покойного, каждый брал из тарелки, отпивал чай. А «заместитель» покойника должен был обойти деревню по направлению течения реки. В конце деревни близкие прощались с «заместителем», рассказывали ему то, с чем не успели поделиться до смерти покойного. Это является своеобразным успокоением тех, кто остался на «этой» стороне.

Интересно ещё то, что близкие люди умершего начинают звать «заместителя», добавляя «приставку» к имени, например: «Анна мам», если умерла мама, или же «Миш дядь», если умерший являлся дядей. Конечно, это было не обязательно, но такое встречается,  к примеру, у вишерских коми.

А дальше – умерший уходит в мир иной…

Светлана ИВАШЕВА

9.10.2025