Сцены жизни: от Армении до Коми
В сердце Республики Коми, в городе Инте, среди заснеженных просторов и суровой красоты северной природы, бьется живой источник творчества – народный театр «Поиск». Одним из главных хранителей этого источника, душой и вдохновителем театрального коллектива, является его режиссер – Артуш Арутюнович Арзаканцян. Сегодня мы познакомимся с этим удивительным человеком, чья жизнь, полная драматических поворотов и переплетения культур, – яркий пример стойкости и преданности искусству.
История Артуша Арутюновича Арзаканцяна – это история семьи, разбросанной по миру военными бурями, нашедшей свой дом в снежной Инте. Его отец родился в 1915 году в армянском городе Нор-Баязет (после 1959 года переименован в г. Камо в честь большевика-революционера). Во время Второй мировой войны судьба забросила его в Польшу, где в деревне Ясница он встретил свою любовь – будущую мать Артуша.
Их счастье было недолгим. Война разлучила влюбленных: отец попал в плен, пройдя через тяжелые испытания в различных лагерях, а мать, став беженкой, нашла приют в России, работая воспитателем в детском доме. Несмотря на разлуку, связь между семьями сохранялась благодаря письмам матери отца Артуша. Как только весть об освобождении отца достигла России, мать Артуша немедленно вернулась к нему в Армению. В 1946 году, спустя годы разлуки и испытаний, у них родился сын – Артуш.
Без отца
Но мирная жизнь вновь оказалась под угрозой. Когда Артушу было всего три года, отца по политическим мотивам репрессировали и отправили в Коми АССР, в город Инту. Разлука с отцом стала тяжелым испытанием для маленького Артуша. Он помнил отца лишь по фотографиям и рассказам матери, которая вспоминала, как горько плакал сын, когда отца уводили. Мать с сыном были вынуждены уехать в Грузию, где они прожили до 1953 года.
В 1955 году, когда Артушу исполнилось девять лет, они смогли наконец-то воссоединиться с отцом в Инте. Для мальчика, привыкшего к армянской и грузинской речи, русский язык был чужим. В школе он сталкивался с насмешками и издевательствами сверстников из-за плохого знания русского. Но, благодаря постоянному общению и поддержке родителей, которые даже дома перешли на русский язык, Артуш быстро освоил его.
Родной-чужой русский
Жизнь в послевоенной Инте была нелегкой. Семья ютилась сначала в подвале, затем в бараке, и лишь в 1971 году получила квартиру. Позже родители вступили в жилищный кооператив и переехали в Кострому. Артуш Арутюнович решил остаться в Инте, где вскоре получил собственную квартиру, где живет по сей день. Его история – это свидетельство стойкости человеческого духа, силы семейных уз и умения адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам. Это история о том, как пересечение культур и судеб формирует личность и вдохновляет на творчество.
В своих рассказах Артуш Арутюнович часто возвращается к теме своих корней. Он несколько раз посещал Польшу, родину матери, вместе с которой ездил навещать свою бабушку. Польского языка Артуш Арутюнович не знал, но, по его словам, хорошо понимал речь. Иначе обстояло дело с армянским. Во время поездок на родину отца, где также жила его бабушка, он столкнулся с языковым барьером. Годы, проведенные вдали от Армении, в русскоязычной среде, сделали свое дело.
– Все сидят, смеются, а я не понимаю, о чем они говорят, почему смеются, – с легкой грустью вспоминает Артуш Арутюнович.
Этот эпизод ярко иллюстрирует, как языковая среда формирует наше восприятие мира и как порой сложно сохранить связь с корнями, находясь вдали от родины.
Хашлама в горах
Ежегодные выезды в горы всей театральной труппой – добрая традиция, о которой с теплотой вспоминает Артуш Арутюнович. Кульминацией этих 3–4-дневных поездок становится приготовление хашламы – традиционного армянского блюда, название которого переводится как «вареное мясо». Артуш Арутюнович готовит хашламу в большом казане, слой за слоем выкладывая ингредиенты и, как он сам признается, добавляя «большую армянскую щепотку любви». «Наш папа», – так с любовью и уважением называют его коллеги, – с удовольствием делится этим семейным рецептом. Он рассказывает, как в детстве наблюдал за приготовлением хашламы, впитывая семейные кулинарные традиции, которые теперь передает своей театральной семье. Этот ритуал – не просто приготовление пищи, это символ единения, передачи культурного наследия и теплоты, объединяющей коллектив.
На фото автор статьи Ника Маклакова и ее герой.
20.11.2024