"Суан" только с хорошими хозяйками
Разбираемся: зачем марийские молодожёны по два дня скрывались от родителей невесты в амбаре, а потом просили подружек подготовить приданое, не подпуская к этому сестёр.
Сегодня в республике Марий Эл проживает почти 700 тысяч человек, 40% из которых составляет народ мари. Казалось бы: почти половина населения родного края! Но так ли много большинству из нас известно об их культуре и традициях? Мне сразу на ум приходит только тот факт, что они являются последними язычниками в Европе.
Марийцы — финно-угорский народ, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл. Также довольно большая часть мари проживает в Башкортостане. В дореволюционное время этот народ называли также черемисами. Со временем марийцы разделились на две группы – горные и луговые. Каждая из них имеет свой особенный национальный костюм, культуру, обычаи и самое главное – язык. Одна из самых интересных для меня особенностей этого народа кроется в древних свадебных обычаях. Поэтому хочется углубиться именно в эту тему.
Свадьба по-марийски – «суан»
Во всех локальных традициях луговых мари термин «суан» означает ритуальное действие. Известно, что он функционально и фонетически схож с названием удмуртского брачного ритуала – «суан». Традиционно марийскую свадьбу «суан» проводили летом, от праздника «семык» (знаменует наступление лета) до Петрова дня (середина июля).
Важную роль во время подготовки к свадьбе и её проведении играли религиозные обряды и магические действия, направленные на благополучную жизнь молодожён.
Невесту украли!
Свадьбу у черемис обычно делали без сватанья. Высмотрев невесту, черемис отправлялся за ней в сопровождении родственников и увозил её почти всегда воровски, иногда даже вопреки желанию самой невесты (высватывание в огласку проходило очень редко). Затем жениха с невестой где-нибудь прятали, например, в амбаре, после чего уже извещали родителей о желании жениться на их дочери.
Задобрить тёщу с тестем
Родители, как правило, приходили рассерженные. Их уговаривали, «ухаживали» за ними, поили допьяна и в таком виде старались склонить их на выгодный калым.
Когда, наконец, родители невесты после продолжительных уговоров и «подмасливаний», получали от невесты ответ: «Кого полюбила, к тому иду» и вместе с тем калым, то шли пировать почти двое суток! Тут гуляла уже чуть ли не вся деревня. Только жених с невестой продолжали сидеть в амбаре.
После такого большого пира молодожёны ехали в гости к родителям с разными подарками, которые должны были задобрить семью, отдающую дочку под венец.
От плохой хозяйки муж сбежит при шести свидетелях
Интересный факт: марийцы женили своих сыновей и выдавали замуж своих дочерей прежде, чем им исполнится 16 лет. Хотя иногда жёны были немного старше своих мужей, поскольку хозяйство не могло строиться на неопытной невестке. Неспособность девушки быть хорошей хозяйкой запросто могла привести к разводу, который происходил в присутствии шести свидетелей. Негласных супругов связывали поясом, который потом разрезался, а разводимые разбегались по сторонам. При этом самый бойкий из них старался ударить другого ногой, приговаривая: «Коли я тебе не хорош, ищи другого (-ую) лучше меня».
Приданое готовят подружки
В марийских свадебных обрядах каждое действие было символичным и имело глубокий смысл. Например, приданое невесты было важной частью свадебного обряда и символизировало её способности быть хорошей хозяйкой. Его собирали подруги, а не сёстры, что подчёркивало важность внешнего восприятия и равновесия в семейных отношениях.
Сёстры же, будучи слишком близкими и родными, не имели права участвовать в этом процессе, поскольку считалось, что их эмоции могут нарушить гармонию.
Блины от невесты и скотина от жениха
Обмен подарками между семьями невесты и жениха был также важным элементом свадьбы. Девушка, приготовившая своими руками угощения, такие как мясная лапша или блины, демонстрировала своё умение быть хорошей хозяйкой.
Ответные подарки от семьи жениха в виде скота и птицы символизировали заботу и поддержку молодой семьи, готовой к ведению хозяйства.
Интересно, что эти подарки, а также монеты, нередко оставались в специально оговоренном месте, что было частью ритуала передачи богатства и благополучия.
Брачная не ночь, а утро
Утрата девичества и начало нового этапа в жизни молодой супруги должно было состояться в утренней церемонии. Водить невесту за водой и поклоняться богине Вÿд ава считалось не только ритуалом очищения, но и просьбой о благополучии в новой семье. Поклонение богине воды символизировало установление связи с природными силами и защиту ото всех возможных неблагоприятных обстоятельств в будущей совместной жизни молодых.
Эти древние традиции, несмотря на их видоизменения в современном обществе, всё ещё сохраняются в народной памяти, служа свидетельством глубокой связи с природой и уважением к семейным ценностям. Свадьба в марийской культуре — это не просто праздник, а важный обряд, в котором переплетаются духовные и практические аспекты жизни.
Анастасия Сидоркина
Фото: Лена Мамцева
19.11.2024