Культ Гневных Божеств в мирном буддизме
В мире Буддизма, где царит привычный образ сострадательного Будды Шакьямуни, Гневные Божества могут показаться странным явлением. Тем не менее, они есть в буддийском пантеоне и занимают почётное место защитников учения и буддистов. Гневные Божества известные как "Гневные Бодхисаттвы", "Докшиты", "Дхармапалы", "Сахюусаны", являются проявлением просветлённых существ в гневном аспекте, борющихся с негативными силами и защищающих верующих.
Откуда берутся гневные Божества?
Есть множество версий, откуда берутся Гневные Божества Буддизма. Тибетские кочевники и монгольские народы(Монголы, Буряты, Калмыки) считают, что Гуру Ринпоче(Падмасамбхава) одолел Бонских Божеств и Духов Местности, а так же связал их нерушимыми обетами защищать верующих и Учение Будды; но на самом деле в основе концепции гневных Божеств лежит идея о том, что просветлённый может проявлять себя в разных формах, включая гневную. Это не означает, что сами Божества злы или демоничны. Их гнев - это проявление сострадания, направленное на уничтожение негативных сил и помощь последователям Учения.
Наиболее известные Докшиты
Среди наиболее известных Дхармапал в Монгольском Буддизме выделяют:
Очирвани - Бодхисаттва силы и мудрости, символизирует мощь всех Будд. Изображён с Ваджрой(оружием Богов) в правой руке, символизирующей способность уничтожать негативные силы и любые препятствия.
Ямантака(некоторые монголы называют его Эрлик-Хаан) - Великий Бодхисаттва, победивший смерть, преодолевающий негативные эмоции и уничтожающий врагов Дхармы.
Хаягрива – божество, которое изображают с лошадиной головой, известное своими способностями к уничтожению злых духов и страхов. Также считается, что он является покровителем табунов.
Махакала - наиболее известный Защитник Дхармы, часто изображён с тёмно-синим/черным телом, способный уничтожать и подчинять врагов и прочие злые силы.
Окн Тенгри - женское божество, скачущее на своем муле через море крови и пламени. В руках она держит мешок, в который она собирает болезни людей. Считается, что она избавляет верующих от болезней и выплескивает неисчислимое количество болезней на врагов.
Жамсаран - Монгольское добуддийское Божество войны, объявлен защитником всех Далай-Лам и охранителем казны Тибетского правительства. Считается, что он избавляет от страхов и опасностей, уничтожает врагов и препятствия на пути.
Почему же Гневный образ Божеств был привычнее монголам?
В жизни кочевника, в основе которой было заложено защита скота и семьи, а так же постоянные межклановые конфликты - Гневные Божества служили источником защиты. Их гнев, направленный на зло, обеспечивал уверенность в завтрашнем дне и победе над врагами.
Почитание гневных Божеств.
Почитание гневных Божеств, вселяющих священный трепет и ужас не только в врагов веры, но и в самих последователей учения Будды включает в себя специальные ритуалы (такие как Буддийская мистерия "Цам"), молитвы, медитации, тантрические действия, а так же изображение Бодхисаттв на стенах храмов и тханках. По сей день Дхармапалы играют важнейшую роль в Ббуддизме и все также олицетворяют силу, защиту и мощь Будд.
Савр Бадмаев
17.11.2024