Культ Гневных Божеств в мирном буддизме

Культ Гневных Божеств в мирном буддизме

В мире Буддизма, где царит привычный образ сострадательного Будды Шакьямуни, Гневные Божества могут показаться странным явлением. Тем не менее, они есть  в буддийском пантеоне  и  занимают почётное место защитников учения и буддистов. Гневные Божества известные как  "Гневные Бодхисаттвы", "Докшиты", "Дхармапалы", "Сахюусаны", являются проявлением просветлённых существ в гневном аспекте, борющихся с негативными силами и защищающих верующих.

Откуда берутся гневные Божества?

Есть множество версий, откуда берутся Гневные Божества Буддизма. Тибетские кочевники и монгольские народы(Монголы, Буряты, Калмыки) считают, что Гуру Ринпоче(Падмасамбхава) одолел Бонских Божеств и Духов Местности, а так же связал их нерушимыми обетами защищать верующих и Учение Будды; но на самом деле в основе концепции гневных Божеств лежит идея о том, что просветлённый может проявлять себя в разных формах, включая гневную. Это не означает, что сами Божества злы или демоничны. Их гнев - это проявление сострадания, направленное на уничтожение негативных сил и помощь последователям Учения.



Наиболее известные Докшиты

Среди наиболее известных Дхармапал в Монгольском Буддизме выделяют:

Очирвани - Бодхисаттва силы и мудрости, символизирует мощь всех Будд. Изображён с Ваджрой(оружием Богов) в правой руке, символизирующей способность уничтожать негативные силы и любые препятствия.

Ямантака(некоторые монголы называют его Эрлик-Хаан) - Великий Бодхисаттва, победивший смерть, преодолевающий негативные эмоции и уничтожающий врагов Дхармы.

Хаягрива – божество, которое изображают с лошадиной головой, известное своими способностями к уничтожению злых духов и страхов. Также считается, что он является покровителем табунов.

Махакала - наиболее известный Защитник Дхармы, часто изображён с тёмно-синим/черным телом, способный уничтожать и подчинять врагов и прочие злые силы.

Окн Тенгри - женское божество, скачущее на своем муле через море крови и пламени. В руках она держит мешок, в который она собирает болезни людей. Считается, что она избавляет верующих от болезней и выплескивает неисчислимое количество болезней на врагов.

Жамсаран - Монгольское добуддийское Божество войны, объявлен защитником всех Далай-Лам и охранителем казны Тибетского правительства. Считается, что он избавляет от страхов и опасностей, уничтожает врагов и препятствия на пути.



Почему же Гневный образ Божеств был привычнее монголам?

В жизни кочевника, в основе которой было заложено защита скота и семьи, а так же постоянные межклановые конфликты - Гневные Божества служили источником защиты. Их гнев, направленный на зло, обеспечивал уверенность в завтрашнем дне и победе над врагами.

Почитание гневных Божеств.

Почитание гневных Божеств, вселяющих священный трепет и ужас не только в врагов веры, но и в самих последователей учения Будды включает в себя специальные ритуалы (такие как Буддийская мистерия "Цам"), молитвы, медитации, тантрические действия, а так же изображение Бодхисаттв на стенах храмов и тханках. По сей день Дхармапалы играют важнейшую роль в  Ббуддизме и все также олицетворяют силу, защиту и мощь Будд.

Савр Бадмаев

17.11.2024