Охотничьи законы
Охота является одним из древнейших занятий коми народа. Я расскажу вам об одном охотнике из села Койгородок. Мой дедушка, Турубанов Владимир Дмитриевич, всю жизнь работал в Койгородском лесхозе лесником. Вырос в селе. С детства любил лес, животных. В годы войны остался главным мужчиной в семье, так как был старшим. В 1943 году его отец погиб под Ленинградом. Семью пришлось кормить моему деду. Поэтому он с ранних лет начал охотиться. Он самоучка, некому было научить его лесным премудростям. Мама научила любить и соблюдать лесные законы.
Лесной дом
К этим законам можно отнести закон «вӧр керка» - лесного дома. Промысловая лесная избушка – постоянное жилище в промысловых угодьях коми охотников – была очень проста по конструкции и в то же время создавала необходимый минимум для долгого проживания в ней. Чаще коми называли ее «вӧр керка» (лесная изба), а также «кыйсян керка» (охотничья изба). Внутреннее убранство «вӧр керки» сохраняло многие традиционные черты, уже исчезнувшее к этому времени в сельском быту.
Рубили лесной дом топором. Гвозди не использовались. Внутри избушки имелись печь, нары, скамейки и небольшой стол с чурбаком для сидения. Сени служили дополнительным хозяйственным помещением. В них имелись две полки для вещей, стол со скамейками и очаг-костёр для приготовления пищи. Дым от костра уходил в открытое отверстие не заделанного фронтона. Хозяйственная утварь, как правило, была самодельная: берестяные и деревянные ложки, берестяные чашки-коробочки, берестяные коробки для хранения муки, сухарей и замеса теста, берестяная круглая коробка для хлеба и посуды и т. д. Пищу по возможности предпочитали варить вне избушки. Для этого рядом с ней специально оборудовали место для костра, иногда под навесом. Лесных избушек у каждого охотника было несколько, так как в лесу нужно было ходить в дальние расстояния, а ходил охотник не один день: нужно было успеть до темноты дойти до избушки, чтобы отдохнуть.
Четырехглазая собака
Второй закон касался охотничей собаки. Её выбирал сам охотник. Смотрели на глаза собаки. Их должно было быть… четыре. Еще два «глаза» - шерстяные бугорки-брови над глазами. Считалось, что такая собака приносит охотнику удачу, ей приписывали даже мистические свойства.
Выбирали собаку так. Щенят ставили на стул, и та собачка, которая не падала, считалась самой шустрой. До сих пор в нашей семье принято держать только лаек. Они умные, добрые, преданные.
Охотничья «мода»
Третий закон: промысловая одежда. Обязательным предметом промысловой одежды у коми был «лузан» («лаз, лоз») – прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы. Раньше он чаще всего изготавливался из домотканого холста или из сукна. Конструкция «лузана» проста: в прямоугольном куске материи размером 0,5 м на 1,3-1,5 м прорезалось отверстие для головы либо посередине, либо так, чтобы задняя половина была немного длиннее. Несмотря на свою простоту, для промыслового быта «лузан» был удобен и необходим. Помимо того, что он предохранял промысловика от дождя и снега, «лузан» исполнял и роль заплечного мешка. В его карманах размешалось до тридцати килограммов груза: провиант, ружейные припасы, добытая дичь и пушнина. Служил лузан около десяти лет.
Головным убором являлась обычная старая шапка, но имелась и охотничья шапка особого покроя – «ур кыян шапка», которая шилась из домотканого сукна. Она имела четырёхугольный верх, а сзади – кусок сукна, закрывающий шею и затылок. Уши прикрывались не плотно, чтобы слышать голос собаки. Летом для защиты от комаров обычно привязывался шейный платок или марля, пропитанная антикомарином.
Лыжи-лямпы
Четвёртый закон: лыжи. Лыжи назывались лямпами. Это широкие, необычные лыжи, которые необходимы в зимний период. В лесу тебе никто не проложит лыжную трассу. Лямпы в снегу не тонут, с ними легко подыматься на гору, они не скользят.
Лыжи деда
Заячьи варежки
Промысловый сезон у коми охотников подразделялся на два периода: осенний и весенне-зимний. В осенний сезон мой дед ловил рябчиков, глухарей, тетеревов. Зимняя охота была на зайцев и куницу. Из шкурок куницы шили шапки. А шкурка зайца применялась на следки обуви или варежки.
На чужой путик не ступай
В центре охотничьего угодья находились промысловая избушка и хозяйственные постройки, а в разные стороны расходились «путики» («туй, трӧпа».) По этой тропе нельзя было ходить другому охотнику. У каждого охотника была своя лесная тропа.
Что касается орудия лова, то чаще, чем ружья, коми охотники использовали так называемые «пассивные орудия»: силки, капканы, петли, ямы. Причем среди них были и постоянные, и переменные.
Охота по сей день остается главным занятием в сёлах, деревнях Коми. Она кормила и будет кормить жителей нашей республики.
Виталий Терентьев
16.11.2024