Нартский эпос – кладезь народной мудрости
«Откуда появились нарты, этого, кроме бога, никто не знает, но в сказаниях говорят, что они появились со дна моря».
Долгие столетия поколения осетинского народа из уст в уста, от отца к сыну передавали нартские сказания.
«Нартовский эпос для Кавказа — то же, что греческая мифология для западной цивилизации.»-сказал американский лингвист, кавказовед Джон Коларуссо. «Сказания о нартах» представляют широкий выбор увлекательных историй, сохранившихся как живая традиция среди народов Осетии, где этническая идентичность сохранялась на протяжении тысяч лет, несмотря на крупные культурные потрясения.
Мифическое племя высоких воинов-кочевников, нарты были мужественными, смелыми и добросердечными. Но они также были способны на жестокость, зависть. В этом удивительном сборнике сказаний красочные и захватывающие герои, героини, злодеи и монстры следуют своей судьбе через серию своеобразных подвигов, часто с вмешательством древних богов.
Большинство сохранившихся сказаний осетинского нартского эпоса известны в прозаическом варианте. Однако в прошлом сказания имели поэтический строй, и сказители исполняли их в сопровождении фандыра.
Вряд ли сегодня можно было бы говорить о сказаниях нартского эпоса, если бы не фандыр. А знаете ли вы, как появился фандыр? История создания дыууадастанон-фандыра - одна из самых ярких и запоминающихся страниц Нартского эпоса.
А звучит она так. Была у нарта Хамыца корова. Семь лет не телилась она и до того стала жирная, что не только из нартского селения, но даже из далеких мест приходили люди, чтобы поглядеть на эту корову. И все дивились ей. Очень гордился Хамыц своей коровой. Жил у Нартов Сырдон. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли. Он своим красноречием мог разрушить гранитную скалу, он знал всё, что было, и мог заранее определить, что будет. И вот решил Сырдон украсть корову Хамыца. Однажды ночью пробрался он к хлеву, где стояла на привязи корова. Тихо сидел Сырдон в хлеву, и, дождавшись, когда все погрузилось в глубокий сон, он стал осторожно снимать с петель дверь хлева. И это ему удалось легко и бесшумно.
Вывел Сырдон корову Хамыца и погнал ее, но не в тот свой дом, который все знали, а в другой, потайной, о котором никто не знал и вся семья его жила в нем. Привел он корову Хамыца, зарезал ее и день за днем пировал вместе со своей семьей. Хватился Хамыц — нет коровы. Начал искать и в нартском селении, и в окрестных селениях, но ничего не находил. Лопался от злости Хамыц.
Но вот дошел до него слух, что корову его свел со двора Сырдон, злосчастие нартов.
Отыскал Хамыц тайный дом Сырдона и наведался к нему. Сырдона не было дома. Хамыц зашёл и увидел, что котёл был полон мяса и кипел, а вокруг него бегали дети Сырдона. Хамыц вынул мясо, понял, что это варится мясо его коровы, и, не в силах сдержать свой гнев, по одному и по два изловил детей Сырдона и бросил их в котел.
Развел он сильный огонь в очаге, взвалил себе на плечи что еще оставалось от его коровы и отнес в свой дом.
Почуяло сердце Сырдона, что какое-то злое горе постигло его и он пошел торопливо домой. Заскочил он в свой дом, оглянулся и никого не увидел. Схватил он большую вилку, которая служит для того, чтобы вынимать мясо из котла, опустил ее в котел, поводил ею и вдруг видит: зубья вилки зацепили кости его детей — вот череп, а вот рука, нога… Сначала оцепенел Сырдон, выпала вилка из его рук, а потом зарыдал. Потом достал из котла кости всех своих детей, сложил кости руки старшего своего сына и составил из них основу фандыра, жилы, ведущие к сердцам других сыновей, натянул он на фандыр, так что получилось двенадцать струн, опустился возле останков своих детей, ударил по струнам и запел-зарыдал. И так заиграл на фандыре Сырдон, что вся вселенная слушала его. Взяли нарты из рук Сырдона фандыр, и сказали они друг другу:
— Если даже всем нам суждена погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда.
Недаром этот сюжет так популярен у осетинских художников.
Предки осетин когда-то свободно кочевали от Восточной Европы до Западного Китая, и их мифы демонстрируют поразительные параллели с древнеиндийскими, норвежскими и греческими мифами.
«Сказания о нартах» демонстрируют страсть и ценности, которые сформировали жизнь древних осетин.
Анастасия Апаева
16.11.2024