Как выглядеть мудрее: лайфхак женщин сето

Как выглядеть мудрее: лайфхак женщин сето

Каким образом женщины наращивали волосы в 19 веке и, главное, для чего? Оказывается, они это делали вовсе не для красоты, как выяснили ученики Школы межэтнической журналистики в Пскове, побывав на экскурсии в Музее-усадьбе народа сето.

Малочисленный народ сето относится к финно-угорской этнической группе. Издревле он проживает в лесах вокруг Псково-Печерского монастыря, поэтому на языке сето эти края называются Сетомаа – «земля сето».

Русские называли сето «полуверцами», поскольку они хоть и приняли православие, но сохранили много языческих обычаев. А также сохранили до наших дней свои национальные костюмы, свои песни и древние языческие обряды (с этим у них получше, чем у нас, у русских).

И вот с традициями этого интересного народа мы и приехали познакомиться в деревню Сигово Печорского района.

Замужние женщины народа сето носят необычный полотенчатый головной убор –  «линик». На линик повязывали красные тканые ленты, которые спадали по спине до пояса или до нижнего края сарафана.

А кроме того женщины сето вплетали в волосы две ложные косы, которые они делали сами из льняных нитей. Эти льняные косы они обматывали вокруг головы для придания ей традиционной формы, а на лбу их укладывали таким образом, что они были похожи на «рога».

Далее голову закрывали лиником, а поверх него — «головным поясом». Получавшаяся форма головы (с «рогами») символизировала мудрость женщины, а сама эта конструкция была очень тяжелой. Но что ни сделаешь, чтобы выглядеть умнее! Ведь чем старше и мудрее становилась женщина – тем внушительнее становились эти её «роги».

Незамужние девушки носили венок на твердой основе и заплетали волосы в одну косу.

В музее-усадьбе мы смогли как следует рассмотреть женские национальные костюмы сето. Белый приталенный полушерстяной кафтан «рябик» – это верхняя одежда, чем-то похожая на пальто. Кафтан застегивался на одну пуговицу, а складки, идущие сзади по юбке, делали из женщин настоящих модниц. Некоторые «рябики» имели на спине два плетеных узла красного и зеленого цвета, которые считались защитой от «дурного глаза».

Также мы увидели сарафан («сукман»), сшитый из черной шерстяной ткани с нарукавными вышивками. Для праздников сето обычно шили сарафаны белого цвета. Раньше у такого сарафана были одноцветные шерстяные передники, но позже они сменились шелковыми с цветочным узором.

Удивительно, но сето не просто сохранили свою национальную одежду  до наших дней, но и с удовольствием её носят. Только теперь она у них из повседневной стала праздничной.

Сетоские женщины помимо тяжелого украшения на голове по праздникам носят ещё и массивные серебряные ожерелья с разнообразными подвесками и царскими монетами. Такие ожерелья по традиции передавалась девочкам в возрасте с 10 до 14 лет от матери или бабушки. Количество монет в них было обусловлено достатком семьи. Чем больше было монет в ожерелье – тем богаче была невеста, а вес украшений замужней женщины мог доходить до 4 кг.

Сегодня сето хранят и передают из поколения в поколение свои старинные украшения в качестве семейных реликвий.

Праздники всегда играли большую роль в жизни народа сето. Самыми важными из них, как и для русских, были Пасха, Рождество, Масленица, день Ивана Купалы. Народное гуляние у сето называется «кирмаш».

И в настоящее время в изборском Музее-усадьбе народа сето устраивают весёлые праздники. А кроме того, здесь хранят традиции. Например, зимой гадают в бане.

Баня у сето топится по-чёрному, допоздна в ней задерживаться нельзя – заберет нечистая сила.

Нас пригласили приехать в музей сето на Новый год – тогда и нам в бане погадают. Кроме того, это шанс повидаться с сетоским Дедом Морозом. Только нужно обязательно выучить для него какую-нибудь песню или стишок, иначе он накажет вас розгами…

Полина Гаврилова

Фото ШМЖ в Пскове и автора

16.11.2024