Тайны казачьего стиля

Тайны казачьего стиля

Казаки-некрасовцы представляют собой этноконфессиональную группу русского народа. В XVIII веке они покинули Россию в поисках убежища от религиозного преследования и провели более 250 лет в Турции. Возвращаться на историческую родину они начали до революции, в 1910-1912 годах, когда более 250 семей переселилось в Россию.


Однако основная волна произошла 21 сентября 1962 года под руководством В.П. Саничева, когда в Левокумском районе поселились ещё 1000 казаков в посёлках Новокумском и Кумской Долине. Казаки сразу же принялись за работу на виноградниках и в садах, тем самым подняв совхозы и выведя их в передовые не только в крае, но и в стране.

Фотографии казаков-некрасовцев на стенах филиала Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в посёлке Новокумском – постоянные экспозиции

Живя в Турции, игнат-казаки сумели сохранить свои язык, традиции, культуру, одним из элементов которой является национальный костюм.

Говоря о женском традиционном наряде некрасовцев, в первую очередь стоит сказать о том, что он состоит из рубахи, которая делится на три части: чефлик (стан), подол (на каждом карамыс) и рукава. Каждая часть шьётся из разных тканей и цветов. Несмотря на то, что жизнь была небогатой, женщины могли в любой момент заменить любую часть рубахи.

Верхний чефлик представлял собой красивую подоплёку с вышивкой, которую носили поверх балахона, чтобы она была видна. Девочки до двенадцати лет носили рубахи, обязательно подпоясанные, а после переходили к полному одеянию – одной рубахи было недостаточно. Поверх неё надевался балахон с узкими рукавами (лылами), которые ни в коем случае не должны были выглядывать из-под рубахи. Балахоны могли быть украшены разноцветными пуговицами. Вставка в нижней части наряда (подпол) шилась из простой ткани для экономии и пряталась за завеской.

На балахон прикреплялся зепь – карман на завязке, который находился тоже под завеской. В него можно было положить ключи, когда уходили в церковь, или просвирку (богослужебный литургический хлеб), которую давали в дни причащения в храме, а также конфеты, если хочется кого-либо угостить. Завеска не имела завязок, она подворачивалась под зепь. А сзади красовались мутосики, сделанные исключительно для украшения, и эти накистенные детали не должны были быть ниже рубашки.

Все наряды шились вручную и были разных цветов и из разных материалов из-за того, что жили небогато. Кроме того, важно было соблюдать гармонию в костюме: если рубаха была красной, балахон не мог быть этого же цвета, так как это считалось неправильным. В наряде всегда должна была быть согласованность.

Для прохладного и холодного времён года использовались кухоемка – женская одежда с коротким рукавом, стёганая, которая шилась из обычной и глянцевой ткани, часто на шерсти, и куфайка, которая имела длинный рукав и была тёплой.

Различались праздничные и повседневные наряды: шёлковая рубаха указывала на праздник, а простая ткань – на обычный день. В Турции в первом варианте наряда женщины-казачки могли ходить и каждый день, однако по возвращении на историческую Родину отказались от этого, заменив обычной тканью.

Головные уборы

Головной убор девочек представлял собой связку – признак незамужней девушки. Для прохладного времени использовалась косынка, а замужние женщины носили шапочку с рожками – кичку. Её замачивали в крепком растворе соли, чтобы рожки стояли крепко. На подзатыльнике могли быть пришиты монетки, а сверху – сорока (молодник) с бусинами и жемчугом для демонстрации богатства. Свадебный головной убор украшался фатой и бисерными элементами.

На шее носили монисто – ожерелье из монет, а на пояс могли вешать кулан – железную пряжку, с помощью которой подпоясывались поясами катавур (серебряный пояс). На краях платка иногда пришивались маленькие пушки. В Турции особых украшений не было, кроме бисерных.

После свадьбы невеста в кичке ходила сорок дней к родителям и подругам. По окончании этого срока её покрывали пабабищем – платком из каучука, который закреплялся шилочкой. Затем надевалась завеска и большой накистенный платок, украшенный блёстками (пайетками), его должно было хватать для обмотки всей головы. Женщины очень любили живые цветы, и во время праздников цветы укладывались на затылке под этим платком.



Несмотря на небогатую жизнь, казачки-некрасовки продумывали в наряде интересные детали, добавляли украшения и, главное, всё делали вручную. Женский наряд является ярким отражением их культуры и традиций, сохранившихся даже после долгих лет жизни вдали от Родины.



Любовь Режко

15.11.2024