Хлеб-соль Прокопьевки
В Республике Коми прошел ежегодный форум «Мы – россияне», в рамках которого 30 октября состоялась гастрономическая экспедиция в Прилузский район. Повара, технологи, научные сотрудники, а также студенты Школы межэтнической журналистики исследовали особенности национальной кухни коми.
Участники были разделены на группы и рассредоточены по пяти селам. Я оказалась в самом южном – Прокопьевке. В музее села нам оказала радушный прием домохозяйка Альбина Ивановна Югова.
Могучий старожил
Гуляя по селу в ожидании обеда, мы наткнулись на главную его достопримечательность – одну из величественных гигантских сосен, которая старше самой Прокопьевки, ей более 400 лет. По преданию, три сосны были посажены тремя братьями – основателями Прокопьевки. По имени старшего (Прокопия), вероятно, и назвали село. Одна из сосен сгорела. Две других хорошо сохранились. Эти деревья и окрестности возле них считаются священными, около них молятся и просят о помощи. Когда мы направлялись туда, местный житель посоветовал обнять могучее дерево, чтобы почувствовать его природную силу.
Артефакты дома
Поскольку хозяйка принимала нас в музее села, то и обстановка была соответствующей. В одной из комнат был воссоздан быт традиционной коми избы. Перед нами явились кровать с детской люлькой, обеденный стол возле красного угла, зона с кухонной утварью, ткацкий станок и, конечно, источник всех угощений для нас – русская печь. Комната по-домашнему уютно обставлена, было очень интересно рассматривать все в мельчайших подробностях.
Однако два музейных артефакта вызвали у меня наибольшее удивление. Первым поразившим меня предметом оказалась расческа, но с первого взгляда я не смогла бы догадаться, что это она. Такой почти для всех необходимый элемент ухода за собой напоминает скорее щетку или помазок для бритья. Нам объяснили, что расческа сделана из жесткой шерсти кабана и обтянута кожей.
Второй артефакт – настоящий маховик времени, который переместил нас в 30-е годы прошлого века, когда в село приезжала врач Варвара Михайловна. С того времени остался ее деревянный медицинский саквояж, больше напоминающий сундук, в нем собрано все необходимое – жгут, бинты, нитки и иголки, шприцы и даже специальные банки. Удивительно, как почти спустя век эти предметы остаются новыми и нетронутыми.
Традиционные яства
Хозяйка накрыла для нас поистине богатый стол. Начнем с выпечки. Мы попробовали блины с толокном, открытый пирог с сушеными грибами, пирожки на тонком тесте с различной начинкой (со свиными потрохами, брюквой, пистиками). Совершенно новым для меня продуктом оказались пистики – молодые побеги полевого хвоща.
Также было много основных блюд из печи – овощи (морковь, свекла, брюква, репа), свинина, картошка со сметаной, рыба по коми в молоке, молозиво. Положительно больше всего меня удивил квашенный борщевик, вкус которого довольно специфичен, в принципе не думала, что его употребляют в пищу.
Кроме того нам подавали супы – щи, грибной, уху. Интересная история связана с щукой, из которой в том числе готовят и уху: раньше она считалась «нечистой» рыбой, потому что является хищной и, говорили, питается утопленниками, ее старались не употреблять в пищу. Когда вдруг кто-то обнаружил в голове рыбы кость в виде креста, это сочли божественным знаком, и она начала использоваться в блюдах.
Единственный особенный напиток, который мы попробовали, называется чужва, он коричневого цвета, на вкус напоминает очень разбавленный квас. Сосед хозяйки рассказал технологию его приготовления: рожь нужно прорастить, высушить в печи, потом получившееся зерно перемолоть на жернове, затем смешать с холодной водой, поставить томиться в печь, в конце отделить от гущи. Если в чужва добавить сахар, хмель(или кусочек белого хлеба), оставить бродить на печи около трех недель, то получится алкогольный напиток – сур.
– С малых лет я хотела перенять от матери все знания о традиционных рецептах. Готовить нас учили лет с 10. Мама работала дояркой, и когда она приходила с работы, мне всегда хотелось ее чем-то удивить, поэтому я расспрашивала у нее обо всех блюдах и пыталась их повторить, – хозяйка.
Самое южное село республики не только подарило мне удивительный гастрономический опыт, но и дало почувствовать что-то настоящее, незримое, родное, чего так не хватает в городской суете. В деревнях и селах живет душа России, я это знаю точно.
Варвара Синявская
Фото автора
15.11.2024