"Уточки Старых Найман" и "Перхляйские перетопы"

"Уточки Старых Найман" и "Перхляйские перетопы"

Народный танец – особый феномен культуры, сложившийся на основе народных традиций. Танцу различных национальностей присущи свои специфические особенности: язык, стиль, манера. Мордовский танец по своей структуре ярок и эмоционален.

«Танец мордвы – озорной. Мне легко и приятно танцевать эрзянские,  мокшанские, шокшанские  танцы»,

- говорит хореограф, заведующая учебно-практической лабораторией мультимедиаресурсов и арт-технологий института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва  Мария Костерина.

Танцами Мария увлеклась в девятом классе. Пришла как-то с подружками покружиться, да так и прикипела душой к этому искусству. Ещё  студенткой ездила со своим педагогом Александром Бурнаевым, который  стоял у истоков создания высшего профессионального хореографического образования в Мордовии, в фольклорные экспедиции.

«В селах и деревнях мы  встречались со старыми жителями, которые показывали нам элементы старинных танцев. Мы их записывали, запоминали. Также привозили с сел этнические старинные костюмы. Они здорово отличаются от стилизованных, современных. Потому что  от начала до конца сшиты и собраны руками»,

- рассказывает Костерина.

По словам хореографа, народные танцы в основном схожи между собой, но их отличает так называемый шаг и манера исполнения. Зависит народный танец и от вероисповедания, и от природных условий, от географического положения, от менталитета.

Мордовский танец – это женский танец, делает вывод хореограф.

«Мужчины в основном выходили только тогда, когда их приглашали женщины. Танец мордвы  приземистый, «в пол», построен на «ударах».   Его по-разному танцуют два субэтноса мордвы – эрзя и мокша, с особыми тонкостями выразительности корпуса, рук, ног, специфической музыкой, сюжетом, в которой отражаются разные стороны жизни народа. Праздничные костюмы мордвы-мокши и мордвы - эрзи отличались массивностью и громоздкостью, что повлияло на проявлении общих черт в танцевальной лексике групп»,

- говорит она.

Эрзянский танец связан со степенными хороводами и лирическими танцами, его пластика сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующие демонстрируют мелкую и достаточно однообразную технику ног, без вольности движений рук. Стоит отметить, что у эрзян больше двигаются бедра,  так как на  них набедренное украшение «пулай» с раковинами, металлическими пуговицами и монетами.  Нужно показать красоту «пулая».

«Известен танец «Уточки Старых Найман». Образ утки, как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии»,

- говорит Мария.

В мокшанском танце, наоборот,  больше движений сверху, работает грудь, руки. Это происходит из-за многочисленных   нагрудных украшений, мокшанки словно показывают их красоту. А толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез.  Один из известных танцев мокши - «Перхляйские перетопы».

Шокшанские танцы отличаются тем, что в них много угловатых движений, активно работают руки танцовщиц, будто шокшанки и в танце  показывают свои знаменитые теньгушевские варежки.

«Мордовские танцы являются не просто формой искусства, но и важным элементом сохранения культурной идентичности. Они открывают перед нами уникальную возможность заглянуть в прошлое, в мир традиций и обычаев, которые живут в сердцах мордовского народа. Традиционный танец мордвы — это не только танец, это история, это жизнь, это культура. И нам нужно это оберегать»,

- считает знаток мордовской хореографии Мария Костерина.

Екатерина Устякина

15.11.2024