"Уточки Старых Найман" и "Перхляйские перетопы"

Народный танец – особый феномен культуры, сложившийся на основе народных традиций. Танцу различных национальностей присущи свои специфические особенности: язык, стиль, манера. Мордовский танец по своей структуре ярок и эмоционален.
«Танец мордвы – озорной. Мне легко и приятно танцевать эрзянские, мокшанские, шокшанские танцы»,
- говорит хореограф, заведующая учебно-практической лабораторией мультимедиаресурсов и арт-технологий института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва Мария Костерина.
Танцами Мария увлеклась в девятом классе. Пришла как-то с подружками покружиться, да так и прикипела душой к этому искусству. Ещё студенткой ездила со своим педагогом Александром Бурнаевым, который стоял у истоков создания высшего профессионального хореографического образования в Мордовии, в фольклорные экспедиции.
«В селах и деревнях мы встречались со старыми жителями, которые показывали нам элементы старинных танцев. Мы их записывали, запоминали. Также привозили с сел этнические старинные костюмы. Они здорово отличаются от стилизованных, современных. Потому что от начала до конца сшиты и собраны руками»,
- рассказывает Костерина.
По словам хореографа, народные танцы в основном схожи между собой, но их отличает так называемый шаг и манера исполнения. Зависит народный танец и от вероисповедания, и от природных условий, от географического положения, от менталитета.
Мордовский танец – это женский танец, делает вывод хореограф.
«Мужчины в основном выходили только тогда, когда их приглашали женщины. Танец мордвы приземистый, «в пол», построен на «ударах». Его по-разному танцуют два субэтноса мордвы – эрзя и мокша, с особыми тонкостями выразительности корпуса, рук, ног, специфической музыкой, сюжетом, в которой отражаются разные стороны жизни народа. Праздничные костюмы мордвы-мокши и мордвы - эрзи отличались массивностью и громоздкостью, что повлияло на проявлении общих черт в танцевальной лексике групп»,
- говорит она.
Эрзянский танец связан со степенными хороводами и лирическими танцами, его пластика сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующие демонстрируют мелкую и достаточно однообразную технику ног, без вольности движений рук. Стоит отметить, что у эрзян больше двигаются бедра, так как на них набедренное украшение «пулай» с раковинами, металлическими пуговицами и монетами. Нужно показать красоту «пулая».
«Известен танец «Уточки Старых Найман». Образ утки, как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии»,
- говорит Мария.
В мокшанском танце, наоборот, больше движений сверху, работает грудь, руки. Это происходит из-за многочисленных нагрудных украшений, мокшанки словно показывают их красоту. А толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез. Один из известных танцев мокши - «Перхляйские перетопы».
Шокшанские танцы отличаются тем, что в них много угловатых движений, активно работают руки танцовщиц, будто шокшанки и в танце показывают свои знаменитые теньгушевские варежки.
«Мордовские танцы являются не просто формой искусства, но и важным элементом сохранения культурной идентичности. Они открывают перед нами уникальную возможность заглянуть в прошлое, в мир традиций и обычаев, которые живут в сердцах мордовского народа. Традиционный танец мордвы — это не только танец, это история, это жизнь, это культура. И нам нужно это оберегать»,
- считает знаток мордовской хореографии Мария Костерина.
Екатерина Устякина
15.11.2024