Казаки-терцы – кто они?
«Резали себе руки, прикладывали их друг к другу порезами, чтобы смешивалась кровь». Краткий очерк истории Терского качества на Ставрополье
Хутор Воровский был основан в 1925 году несколькими казачьими семьями, отселившимися от станицы Темижбекской. Вскоре люди стали сюда приезжать из разных уголков Советского Союза.
В период после чисток партии, в 1937 году, в нашей стране не приветствовалась демонстрация своей принадлежности к казачеству. Невзирая на вклад казаков в победу революции,их деятельность объявили незаконной.
Но в 1990-1991 годы, во время правления Бориса Ельцина, было принято решение казачество возродить. Оно стало снова появляться и на Ставрополье.
Семьи казаков до сих пор проживают на хуторе. Деятельность казачьего общества активна настолько, что на воровских казаков обратили внимание в правительстве Ставропольского края, затем уже и Москве.
Если уж хочется поговорить об истории казачества на Ставрополье, то нет собеседника лучше Николая Николаевича Протасевич, хорунжим Терского казачьего войска. Вместе с атаманом Михаилом Владимировичем Брежневым онив своё время решили возродить казачество в Новоалександровске. И всё у них получилось! История качества продолжается. Как оно до сих пор держится на плаву, рассказал сам Николай Николаевич.
— Николай Николаевич, давайте начнём с простого. Кто такой атаман?
— Атаман - родной отцом всем казакам. При клятве атамана есть такое обычай: отпускаются три плётки - три раза бьют по спине. Двое держат казака, а третий бьёт. После этого он говорит: «Я ваш отец, а вы мои дети». То есть подчинение воле атамана должно быть беспрекословным. Атаман сказал - казак сделал. Вот что такое атаман.
— А какое званиеу Вас?
— Хорунжий Терского казачьего войска.
— А это кто?
— Хорунжий мог быть заместителем сотника, так как он по званию ниже его. Сначала хорунжий, потом идёт сотник.
— А кто такие именно терские казаки?
— Терские казаки – это одни из первых казаков в России. Они возникли на базе гребенских казаков. Это те, которые староверов поубивали из-за раскола церкви после Никоновской реформы. Очень много осталось тех, кто был не согласен с этой реформой. И люди уходили в глухие места: Сибирь, степь, Кавказ... Ну, подальше от больших городов и управляемой церкви. Люди желали жить вольно, без налогов, мирно. Что касается Терского казачества, тут, на Кавказе, очень много племён. Причём очень воинственных, что тогда, что сейчас. К примеру, чеченские. Ну вот они организовали здесь такое Гребенское войско. Называлось оно так, потому что на гребнях жили, в горах. Затем появилось Терско-Семейское войско в 1577 году. Было установлено старшинство Терского войска, а это считается за год образования.
—А как живёт Терское казачество сейчас?
— Я не думаю, что есть какая-то большая разница в том, как сейчас живут терцы, и остальными войсками в России. Может быть, лишь особенности территориальные:терцы находятся на острие, можно сказать. Да всю жизнь так было. Взять сибирское войско... Они там, в Сибири, у них проблемы свои, у донцов свои... Но в связи со специальной военной операцией казаки всех войск слились в одном месте. Сам там был и знаю: ездил с гуманитарным конвоем и видел представителей войск. Даже якутских казаков повстречал! Лично общался с каждым из бойцов и разговаривал с атаманом.
— А есть ли у Терского казачества какие-то традиции, обычаи или особенности, которые свойственны только ему?
— В основном все казачьи войска жили по одному уставу. Мальцу исполнялось 2-3 года - его сажали на коня. Если «загорел», схватился, - значит, казак. Если закричал, заплакал, - значит, наоборот. Потом предназначали: кто-то был дядькой, который наравне с родителями отвечал за воспитание, и крёстным. А так в казачестве всё единое целое - и обычаи, и обряды. Я не вижу никаких таких особенностей. То, что отличало, – это лишь по форме, по цвету лампасов, околышей, были еще хоругви, значки.
Очень много перенималось у тех людей, с которыми граничили казачьи войска. Григорополисская, Воровсколесская, Темижбекская и Кавказская станицы были организованы донскими казаками. Их сюда полками присылали. Казаки от донских переняли черкеску и бурку. Главное, чтобы было удобнов обиходе. Оружие, одежда...
Ещё у донских казаков была разница в говорах. Был какой-то «местный акцент» - диалект. Здесь, общаясь с горцами, очень быстро переняли их язык. Особым шиком было разговаривать на татарском языке. Было очень много диалектов. В основном они друг друга понимали. Выучивали, заводили кунаков - друзей. Может быть, своеобразие терских казаков в том, что они заводили друзей себе с противоположной стороны. И честно дружили! Поощрялось кровное братание. Резали себе руки, прикладывали их друг к другу порезами, чтобы смешивалась кровь.
— Многие говорят, что парень казак, когда он носит серьгу в ухе. Почему?
— Был такой обычай по всем войскам казачьим. Если серёжка в ухе, значит, казак остался последним в роду. Как правило, его щадили, не посылали на особо опасные задания, то есть берегли, чтобы он продолжал род. Поэтому парень с серьгой в ухе - казак. Хотя ещё сережка в ухе была и у кочевников, вот у тех самых, которые в далёкие времена приходили - печенеги, половцы, хазары и прочие. Возможно, от нихобычай и переняли, ведь в самом быту казачества намешано очень много всего.
— Расскажите про казачьи ярмарки: что в них интересного?
— Казачья ли ярмарка или среднероссийская - в принципе, разницы не вижу. Ярмарка - это тот же базар, на котором продавались излишки хозяйственной деятельности казака. Ну, казаки жили небедно, за счёт того, что они не платили налоги, но расплачивались за это кровью. По первому зову они обязаны были становиться в строй и воевать. Земля им выделялась, кто-то сдавал её в аренду, кто-тосам обрабатывал, пахал. Жили неплохо. Держали скотины много, а вот эти излишки на ярмарке продавали.
На ярмарку гнали продавать быков, телят, всю сельхозпродукцию. А когда подходил срок службы молодым казакам, семья должна была его обмундировать, потому что воин во всём своём приходил. Ему покупали лошадь, амуницию на коня, обмундирование на себя, оружие. В уставе было написано, что должен иметь казак по приходе на службу. Всё это на ярмарке и покупалось.
— А досуг у казаков был? Чем они занимались?
— Досуг мог быть только зимой. А все три времени года, кроме зимы, пахали казаки не хуже своих же лошадей. Очень много было ручного труда. Иван Иванович Ермаков, мой прадед, рассказывал, что по две рубахи за лето сгнивали на плечах. Вот и подумайте, сколько пота выходило. Ну, а молодняк успевал и поработать, и вечером собраться на посиделки. Сидели с девками и семечки щёлкали. Ну, а потом, когда приходил музыкант, заводили танцы и плясали. Ещё девочки молодые да пожилые в вечернее время много вязали тёплых вещей - носков и других изделий. Регулярно проводились скачки, вольтижировка, выправка казачья, фланкировка шашками. Призы выставлялись. Очень много было вещей, связанных с лошадью. Ну, если проводили станичные мероприятия, хутора обязательно отправляли своих лучших джигитов и наездников на соревнования.
— Есть ли у Вас старинная и значимая вещь, связанная с казачеством?
— К сожалению, старинной вещи нет. Ничего не сохранилось. Но кое-что могу рассказать про свои кинжалы. Значит, вот первый, я сам покупал. Второй мне зять подарил на день рождения. А третий - это наградной кинжал от Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска за возрождение и верность казачеству.
Николай Протасевич поделился любопытной и полезной информацией об обществе, в котором состоит. Было сказано и много непонятных простому человеку терминов – хоругвь, вольтижировка, фланкировка… Из этих слов даже был создан целый словарь!
Что сказать в заключение? Много можно порассказать об истории казачьего движения, но бесспорно одно: казаки были и остаются важными хранителями исторической памяти. Они - не только военное братство. Казаки - это сообщество, объединённое общими ценностями, стремлением к свободе и уважением к своим корням. История казачества удивительна: движение зародилось несколько веков тому назад, а его представители продолжает продвигать казачью культуру и поныне.Расхожая присказка оказалась истиной: казачьему роду нет переводу!
Текст и фото: Хрисана Водолазскина, Захар Пожидаев
15.11.2024