Здоровеньки булы, расшеватские казаки! (часть третья)

Здоровеньки булы, расшеватские казаки! (часть третья)

Во время этноэкспедиции в станицу Расшеватскую мы посетили местный Дом культуры, где нам показали несколько казачьих обрядов.

Расшеватцы бережно хранят свою богатую историю, полную ценной информации. В этих обычаях заложены глубокие символы, ведь каждый жест, каждое слово несут в себе отпечаток вековой мудрости.

Здесь в воздухе витает дух предков, легко читающийся в радостных улыбках и осмысленных взглядах.

Расшеватцы, как стражи своей культуры, передают нам память о прежних днях, об уважении к прошлому, которое живёт в каждом из них.

Как пример, обряд сватанье невесты.

Сватанье невесты

Обычно молодой казак первым заводил разговор с родителями о том, что хочет жениться, просил их согласия. Родители спрашивали, кто его невеста, и если она им нравилась, то начиналась подготовка к сватовству. Наводился порядок в доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.

Затем родители и жених наряжались и шли в дом невесты.

При входе на смотрины сваты говорили: «Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор. Вот мы и хотели бы посмотреть, не забежала ли она в ваш дом!» Или так: «У вас, мы слышали, есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». На эти слова следовал ответ: «Милости просим». Если отцу невесты жених понравился, то он говорил: «Проходите гости, милости просим». Если жених отцу не нравился, то сразу был отказ.

Гостей встречали хлебосольно. За столом происходила беседа с договорами о смотринах, но уже в курене жениха. Через неделю мать и отец невесты шли к родителям жениха, где осматривали дом, хозяйство, знакомились с семьёй жениха. Если гостям всё нравилось, им предлагали называться сватами, на что те отвечали, что пока ещё рановато. Свёкор приглашал их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол». Гости садились за стол, выпивали и говорили: «Ну а теперь можно и сваточками зваться». После этого договаривались, когда быть сводам.

К сводному обряду невеста сама готовила угощения для гостей — жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), для подруг. Во время сводов подруги невесты шли в отдельную комнату, в горнице рассаживались на стульях её дед, бабка, дяди, тётки, братья, сёстры и званные близкие. На почётном месте под святыми образами садились крёстные отец и мать невесты. На стол ставили два калача, солонку с солью.

Приехавшего с сопровождением жениха приглашали в дом, а невесту прятали в другой комнате среди подруг. В ту комнату приглашали жениха: «А что, угадаешь, кого и где искать?». Жених шёл в комнату, где находил невесту, брал её за руку и вместе с нею вставал в горнице. Входили друзья, друг жениха, им подносили рюмку водки или вина и говорили: «Кому подносишь?». Жених называл имя и отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивали: «От кого принимаешь?». Невеста называла имя и отчество своего жениха. Затем девушки пели обрядовые песни.

По окончании песен родители спрашивали молодых согласия на брак. Те отвечали: «Из воли родительской не выходим. Согласны». «Теперь, сваточки родимые, — предлагал отец жениха, — давайте ударим по рукам, детки наши согласны, брак принять». А чтобы сомнений никаких не оставалось, предлагали свату руку. Отцы били друг друга по рукам.

По окончании обеда гости, поблагодарив сватов за хлеб-соль, договаривались о дне свадьбы. Молодёжь выбегала на улицу и веселилась. С этого времени девушка считалась «пропитой невестою».

Казачьи обряды формировались на протяжении веков и отражали особенности жизни, быта, мировосприятия и духовности. Потому, увидев их, мы испытали глубочайшее уважение к тем, кто бережно хранит и передаёт поколениям столь важную часть казачьей культуры – казачьи обряды.

Захар Пожидаев

Фото: Станислав Диденко

14.11.2024