Свадьба без каравая - не свадьба!
В День народного единства и празднования столетия Благодарненского городского округа, на выставке сельских подворий, я заметила интересную конструкцию. Деревянный брусок держал на себе семь длинных палок, на которые было накручено сдобное тесто, напоминая ветви дерева, украшенные конфетами и ленточками.
Я сразу вспомнила, что в 2020 году на свадебном столе моей старшей сестры стояла та же самая конструкция. Это был свадебный каравай.
Неотъемлемым материальным атрибутом любой свадьбы является каравай. Ему отводится важная роль в ходе всей церемонии. Хлебное изделие предстаёт как воплощение достатка, изобилия, счастья и символа любви, которой будет наполнена совместная жизнь молодых. Мало кто знает, но каравай не всегда имел форму круглого хлеба, и только со временем он приобрёл привычный для современного общества вид.
Необычные караваи в форме дерева, присутствовали на русских сельских свадьбах Ставропольского края с давних времён. Сейчас почти утрачен навык изготовления каравая, потому что изделие стало просто неактуально. Но, несмотря на это, в селе Елизаветинском Благодарненского муниципального округа остались семьи, которые умеют выпекать старинные караваи и до сих пор следуют всем свадебным канонам, оставленным их предками.
Чтобы узнать обо всём подробнее, я отправилась в дом семьи Ясиковых. Борис Васильевич и Раиса Андреевна живут душа в душу вот уже 58 лет. Всё это время они делают свадебные караваи и бережно хранят русские традиции проведения деревенских свадеб, в этом им помогает их замечательная дочь - Елена Борисовна Серобабина.
Удивительно уютная атмосфера царит в доме семьи, хозяева которого приняли меня с необычайной теплотой и радостью, угостили чаем и вкусными домашними пирогами. Поговорив с ними, я узнала много интересных фактов и нюансов, касающихся изготовления и роли каравая в свадебной церемонии.
Интересно, что к привычному виду старинного каравая пришли не сразу. Борис Васильевич рассказывает, что спустя ряд проб и ошибок получилось создать конечный и самый удачный вариант неотъемлемого свадебного атрибута. Сначала палки пытались вставлять в круглый хлеб, но они просто-напросто не держались. Позже были попытки устанавливать в тот же хлеб колотушку, в ней проделывалось семь отверстий, и уже в них размещались палочки, облепленные сдобным тестом, но вся конструкция была очень неустойчивой и ненадёжной. Последним и самым удачным вариантом стал деревянный чурбачок, который также имел отверстия для «веточек» каравая. Конструкция вышла крайне удобной и устойчивой.
Каравай продуман до мелочей, поэтому всем его частям при создании уделялось особое внимание. Даже к удобным и правильным палочкам пришли не сразу. Для первых караваев использовались веточки деревьев, но из-за достаточно большой длины тесто не держалось и просто скатывалось. Позже местные плотники помимо чурбачков начали выстругивать удобные палочки для каравая.
От начала и до конца свадебной церемонии каравай играл важную роль. Свадьба начиналась обрядом изготовления каравая и заканчивалась обрядом раздела каравая между всеми присутствовавшими на свадьбе приглашёнными гостями и родственниками.
Каравай всегда лепят весело и всей семьёй. Так же, семейно, Борис Васильевич и Раиса Андреевна вместе со своей дочерью Еленой пекли каравай для выставки сельских подворий, чтобы эффектно представить родное село. Но не только в Благодарненском округе известны Елизаветинские свадебные караваи. Хозяин дома вспоминает о яркой поездке в Москву, где он представил уникальный свадебный атрибут как член этнографической экспедиции, которая состоялась в 2017 году. В семейном фотоархиве бережно хранятся снимки о памятной поездке.
К выпеканию каравая подходят основательно: у каждого участника свои обязанности, кто-то тесто катает, кто-то накручивает его на палки, а кто-то уже готовые «веточки» жарит в большом количестве растительного масла. Во время всего процесса поются старинные песни. Их, так же, как и рецепт свадебного каравая, пронесли как наследие через поколения и передают своим детям. В каждый испечённый каравай вкладывается любовь и частичка души. Без этого с тестом не работают.
Ёмкая задача по изготовлению свадебной выпечки почти всегда выполняется в несколько пар рук. Елена Борисовна ностальгирует по временам, когда кумовья и друзья собирались и учились изготовлению каравая вместе. На одной кухне могло собраться до восьми человек. После того, как каравай был готов, его обязательно ставили на окно, чтобы сельчане видели, кто готовится к свадьбе.
Раиса Андреевна с дочкой Еленой весело вспоминают, как за взрослыми во время выпекания каравая почти всегда увязывались дети. Маленькие «помощники» с особым рвением хотели получить заветную частичку каравая. Старшие приказывали бежать собирать маленькие палочки.
- Пойдут, с кустарников наломают веточек, и каждый со своей палочкой идет к маме, чтобы та налепила заветную частичку каравая, - с улыбкой говорит Елена Борисовна.
По старинным правилам, каравая на свадьбе должно быть два. Один выпекается со стороны жениха, он должен быть украшен голубыми лентами и обвешан калиной. Второй же готовится со стороны невесты, его украшали розовыми и белыми лентами. Когда будущий муж приезжал забирать свою любимую из родного дома, то прежде, чем он это сделает, свахи с двух сторон должны трижды обменяться караваями. Когда каравай делят, первыми в дар по палке свадебного каравая принимают родители жениха и невесты. В конце свадебной церемонии выкупа молодых провожали в добрый путь, осыпая в след хмелем и деньгами.
Раиса Андреевна и Борис Васильевич с печалью в глазах и грустью в голосе говорят о том, что сейчас ни каравая не выпекают, ни старинных песен на свадьбах не поют. Это их очень огорчает. Признаются, что раньше было веселее, несмотря на бедность и жизненные невзгоды. Но утешает тот факт, что до сих пор есть молодые люди, которые хотят видеть на своих свадьбах старинный каравай. Значит, помнят. Значит, не все традиции утрачены и потеряны.
Стремительное развитие общества стирает традиции, особую атмосферу, уникальную атрибутику деревенской жизни. Но нам очень повезло, что по сей день есть такие люди, как семья Ясиковых. Родители не только с трепетом передают умения и знания новому поколению, но и с радостью делятся историями с миром, которые несут в себе ценное культурное наследие.
Наша неспешная беседа близилась к завершению, но мне было грустно расставаться с супругами. На прощание радушные хозяева пообещали, что когда я буду выходить замуж, они для меня испекут самый красивый старинный каравай. Обещание своё сообщить о таком важном событии в моей жизни обязательно выполню, ведь уже знаю дорогу к гостеприимной семье и их уютному дому, где трепетно хранят русские народные традиции.
За весь пройденный курс школы Межэтнической журналистики я общалась с разными людьми. У каждого своя культура, вероисповедание и взгляды на жизнь. Но я поняла, что в любой теме, которую выбирает для освещения журналист, важны люди. Жители разных уголков нашей большой страны готовы делиться традициями своего народа, бережно хранимыми в сердцах. Добрый посыл, который несёт человек в своих историях и действиях по отношению к тем, кто его окружает, является истинным богатством и драгоценностью любого народа и его культуры. Журналисты имеют уникальную возможность и право оставить в веках неповторимые человеческие судьбы.
Я благодарю Бориса Васильевича и Раису Андреевну Ясиковых, а также их замечательную дочь Елену Борисовну Серобабину. Мне повезло, что именно эта душевная семья дала возможность прикоснуться к истокам и осветить ценные культурные традиции.
Дарья ЛЮЕВА
ФОТО: Илья УСАТОВ, из личного архива семьи Кисличкиных, семьи Ясиковых
14.11.2024