Живой язык танца "симд"
«Даже если бы осетины создали только один танец «Симд», они были бы великой нацией», - писал Кайсын Кулиев. Что же представляет из себя этот древний танец – симд, который так высоко оценил гениальный поэт Кабардино-Балкарской республики и который очень популярен в Осетии?
«Танец есть древний живой язык. Без знания языка его невозможно понимать и воспроизводить. Однако если во всех устных языках существует понятие языкового барьера, то языку танца барьеры не присущи – он понятен и доступен большинству людей на бессознательном, инстинктивно-телесном уровне», – утверждает Джиоев Коста Нодарович, аспирант Самарского государственного института культуры.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Осетинские танцы с давних времён являются важнейшей частью народной культуры и непременной составляющей любого мероприятия в Осетии.
Кстати, начало посещения молодежью общественных танцев было индикатором их половой зрелости. Юноши и девушки вступали в брачный возраст с первого посещения ими общественных танцев. В традиционном патриархальном осетинском обществе отношения между мужчинами и женщинами довольно строго контролировались обществом. Оттого осетинский танец сдержан и строг: умеренность движений, несложные построения при большой напряженности и собранности тела. В быту, на хъазте (традиционный вечер танцев), последовательность трех традиционных народных осетинских танцев (хонга, зилга, симд), была продиктована их строго определенной смысловой нагрузкой. Поэтому первым, ознакомительным, танцем считался «Хонга» (приглашение), в ходе которого пара лишь робко, неоткрыто присматривается друг к другу.
Кульминационным танцем был сам «симд». В этом танце юноша делал серьезный жест – в первый и единственный раз за весь «хъазт» брал девушку под руку. В свою очередь девушки брали с собой на танцы платочек. Передача платочка партнеру во время симда была синонимом согласия и давала родственникам юноши право засылать сватов.
СЮЖЕТ ТАНЦА
Легендарный массовый танец «симд» - это танец-история, который является символом и достоянием нации. Основу любого симда составляют два элемента: прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность. В Осетии особенно популярны четыре вида танца «симд»: нартовский симд, симд на одной ноге «нагуай симд», круговой симд «тымбыл симд», чепена (танец сплошного смеха и веселия) и др.
Особое место занимает нартовский симд, известный как «нæртон симд». Танец этот, описанный еще в нартовском эпосе, исполняется только во время Нового года, и право участвовать в этом особом хороводе предоставляется только зрелым мужчинам в возрасте 35-40 лет. Танец требует силы, ловкости и выносливости. Круговое исполнение вокруг костра символизирует жизненную силу солнца и передает особую энергетику. Танцующие располагаются в 2 яруса. Верхний ряд танцоров находится на плечах нижнего яруса, который надежно удерживает его. Танцоры на верхнем ярусе держатся за пояс друг друга, образуя стену, руки переплетены у пояса. Правая рука каждого танцора держит пояс соседа с одной стороны, а левая рука — за пояс соседа с другой стороны. У танцоров верхнего яруса бóльшая свобода в движениях.
В текстах «танцевальных песен» обыгрывается мифологический сюжета: танцоров прямо соотносят с эпическими нартами, которые представлялись осетинам первопредками. Согласно записям Махарбека Сафаровича Туганова, начатым им в конце позапрошлого века, во время исполнения этого танца его участники пели песню, слова которой были следующими: «Махæн нæ хистæр Уырызмæг у! Махæн нæ кæстæр Ацæмæз у! Махæн не’ фсин нарты Сатанæ у! Перевод: Старшим у нас (нарт) Урузмаг! Младшим у нас (нарт) Ацамаз! Хозяйка наша – нартовская Шатана!».
Симд - единственный осетинский танец, во время исполнения которого мужчине было позволено брать под руку свою партнершу. Образуя круг (отсюда и осетинское название «Тымбыл симд» – круглый симд), танцоры чередуются попарно и при этом каждый из мужчин держит свою партнершу за руку, выше локтя.
Затем они расходятся, парни отдельно, девушки отдельно, образуя прямую линию. Тем самым мы имеем дело с двумя геометрическими фигурами: кругом и прямой линией, которые могут быть соотнесены с Грозовым мифом. Прямая линия – молния (Ось мира), уложенная из вертикальной в горизонтальную плоскость. А круг обозначает границу между пространством Культуры, внутри которого свет, радость, звуки музыки, а снаружи стихия природы, с ее тьмой, холодом и страхом. Указание на непосредственную связь традиционного танца с эпохой первотворения также обеспечивается за счет его связи с обрядовым молением, одним из элементов которого обычно и выступали танцы. При этом руководившие церемониалом старшие не только произносили молитвы, в которых испрашивали небесной благодати для всего общества, но и внимательно наблюдали за танцорами, замечая самых достойных.
Этот танец был выведен на уровень профессионального мастерства осетинскими хореографами. Здесь нельзя не сказать о Государственном Академическом ансамбле танца Ордена Дружбы «Алан». Это гордость и слава Северной Осетии-Алании, коллектив, который бережно хранит и популяризирует хореографические традиции нашего народа. «Симд» на сегодняшний день несет более эстетический характер, нежели сакральный.
СИМД В СОВРЕМЕННОЙ ОСЕТИИ
В Осетии никогда не угасала традиция общественных танцев. Во Владикавказе, например, по выходным дням проспект Мира оживает благодаря нашей молодежи, которая чтит историю и хранит традиции наших предков и собирается на хъазт изар (вечер танцев). Именно благодаря танцам, мы, молодое поколение, всё так же узнаем друг друга, смотрим на «язык тела» партнера. В Осетии часто организовывают, как и в прежние времена, массовый симд в дни больших и малых праздников. Танцуют на свадьбах, на выпускных вечерах, в школах, в детских садах. Танцуют его в национальных костюмах и в повседневной одежде, танцуют во дворах и на сценах, на площадях и на альпийских лугах, танцуют местные жители и гости республики. Танцуют этот великий танец « Симд», как я уже писала, во время национальных праздников, например, во время популярного Дня святого Хетага. Северо-Осетинские СМИ писали, что в 2017 году количество участников стало рекордным: «Более пяти тысяч человек станцевали на празднике традиционный танец-хоровод симд вокруг священной для осетин рощи Хетага. Всего же на праздник собрались свыше 20 тысяч человек». Принял участие в праздничном симде и Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.
Собрались танцоры и в честь 77-й годовщины победы в Великой Отечественной войне: более 500 человек исполнили «Симд Победы», собравшись у селения Балта. У молодежи стала популярной форма флешмоба – танец симд на площадях города. Так, на закрытии Международной исторической школы в СОГУ в сентябре 2024 года станцевали симд 150 иностранных и российских студентов .
Хотела бы также упомянуть стихотворение великой народной поэтессы Осетии Ирины Георгиевны Гуржибековой, которая также трепетно и очень красочно описала этот танец:
Что ему тысячелетние сроки!
Что революции и перестройки!
В нем наша вера и наши истоки...
Симд.
Все еще трепетно, чисто и зыбко.
Полунамеки и полуулыбки.
Сила и нежность. Орел и голубка —
Симд.
Что-то земное в них и неземное —
В этом движенье и в этом покое.
Будто бы много, а кажется — двое...
Симд.
Может, вся жизнь в нем нашла отраженье:
Встречи, разлуки, восторг и крушенье...
В ритме едином сердцебиенье —Симд…
Анастасия Апаева
11.11.2024