Круги Святозара и пояс силы
26 километров от Бийска – и мы в Полеводке. Здесь находится уникальный музей-панорама «Алтай. История России». Здесь живут фольклор, традиции, легенды и тайны нашего региона.
Белый шаман
Музей-панорама малых коренных народов Алтая "Ак-куу" (белый лебедь) позволяет погрузиться в историческое прошлое жизни и быта коренных народностей Алтая: кумандинцев, тубаларов, челканцев, телеутов. Первый раз мы здесь были несколько лет назад. Заметны изменения – новые объекты, домики, скульптуры, экспонаты.
Главный из них - 23-метровая картина. Она изображает исторический момент: старейшины алтайских народов (зайсаны) пишут письмо-прошение императрице о принятии их в состав Российской империи. Собирается народ — кто-то едет на конях, на верблюдах, кто-то плывёт на лодках… По этой экспозиции можно проследить жизнь и быт народов, увидеть их отличия.
Музей – одноэтажное здание с двумя выставочными залами. Огромная историческая картина находится в первом зале. В дальнейшем здесь появится цикл картин, посвященных Великой Отечественной войне, а также будут размещены полотна, рассказывающие о строительстве Бийской крепости и об истории развития всего Алтайского края.
Но экскурсия в парк «Легенда» и в музей-панораму начинается еще в автобусе. По дороге в Полеводку туристам рассказывают три легенды — о Золотой Бабе, Белом марале и мысе Куан. Поучительные и прекрасные, эти истории создают особый эмоциональный фон поездки. Экскурсию проводит представитель коренных народов Алтая — Артём Игнатенко. Слушать его интересно. Не знаю, как насчет исторической достоверности, но его истории завораживают. . К тому же он и есть основатель этого музея. А еще –белый шаман. Художник по профессии, он президент краевой общественной организации «Союз национальных культур Алтая». Артем сказал о себе, что он - потомок старинного казачьего рода и кумандинец из рода мюри. Как это сочетается одно с другим, мы так и не поняли. Но как писал Михаил Булгаков, вопросы крови – самые сложные в мире!
Золотая луна
Считается, что именно благодаря «Золотой бабе» древний народ — кумандинцы — поселились на Алтае. По легенде, они приплыли на Алтай на самодельных плотах, которые смастерили, разобрав собственные дома. Правда, когда шла работа над ними, выяснилось, что не хватает веревок. Тогда старейшая женщина отрезала свои волосы и сказала: «Делайте из них веревки». Так поступило всё племя, но веревок всё равно не хватило. Старейшая женщина сняла с себя золотые украшения и сказала: «Расплавьте их и сделайте гвозди». По её примеру все кумандинцы сняли с себя украшения. Благополучно добравшись до земли, они разобрали свои плоты, сделав вновь дома. А из золотых гвоздей в знак благодарности отлили статую по образу и подобию старейшей женщины кумандинского народа. Её имя было — Алтынай, что в переводе означает «золотая луна». Через много лет всю местность вокруг статуи так и стали называть — Алтай. Она стояла на слиянии рек Бии и Катуни. На этом месте было расположено святилище «Золотой бабы».
Останавливаемся у Золотой бабы, алтайской хранительницы родовых традиций. В ее руках слегка колыхался от ветра рушник с красным узором.
Здесь внезапно говорим о пушкинском Лукоморье. «Телецкое озеро видели на карте? – спрашивает Артем Игнатенко. - К бабке ходить не надо: море в виде лука. С натянутой стрелой - заливом Камга. У Арины Родионовны вся родня жила в Артыбаше. Есть кумандинская легенда о хане Солтоне. Вот и сказка о царе Салтане — сюжет один в один. Пушкин взял звездную книгу Коляды, смешал с легендой, и получилась сказка. Встречали, вообще, имя Салтан? Нет. Потому что это Солтон, кумандинское имя».
Обыкновенное чудо
«Человек бывает велик трижды, - считает Артем, - в день рождения, в день смерти и в день свадьбы. День рождения и смерти люди не могут контролировать, остаётся в жизни всего один день, который нужно прожить по-человечески, по традиции. А традиция говорит о том, что свадьбу нужно делать на растущей луне. После свадьбы женщине целый год нельзя ходить на похороны мужчин, потому что может подхватить всякое зло и болезни, или овдовеет раньше времени. Мусульмане вообще женщин на кладбище не пускают. После свадьбы даётся 40 дней для того, чтобы они научились поминать предков друг друга как своих собственных. И если молодожёны будут эту традицию соблюдать, тогда крепкие семьи будут…»
Приезжаем в этнопарк. Здесь мы увидели больше десяти фигур, которые вырезали из кедра мастера из разных городов России. Некоторые фигуры высотой по несколько метров. «Возродитель природы. Парящие у Солнца», «Кайын и Чемал», «Лесной житель», «Моя Катунь», «Обыкновенное чудо — Алтай», «Самуралу» и ещё множество других. Каждая скульптура сопровождается какой-либо легендой.
Сам Игнатенко вырезал фигуру Белого Марала. Он стоит на холме, а под ногами – небольшое озеро. Легенда о белом марале сулит богатство его обладателю.
Из прошлого наш гид и по совместительству шаман возвращает нас в актуальное настоящее:
«Считается, что Крым в России — это голова. Казань — сердце. Волга — пояс силы. А Алтай — матка. Сюда люди приезжают за сакральными знаниями. Те, которые были заложены в народах, культурах, традициях. Поэтому жить «по солнцу» и «по луне» — в самом слове «Алтай»». Русский язык — реально божественный. И он не совсем славянский. Заговори на «славянском» — половину не поймете. В русском языке есть финно-угорские, тюркские, славянские корни. Три этноса определяют жизнь всей нации. Если получше изучите эти языки, вы свой до конца понять сможете. То же самое с культурой. А чтоб чужую изучать, нужно свою хорошо знать».
Заговор на воду
Весной и летом в Полеводке проходят праздники и тематические вечера, рассказывают о лекарственных растениях Алтая. Особый предмет гордости – огромная белая ива, обхватить которую даже двум взрослым мужчинам не просто. Можно почерпнуть интересные идеи по оформлению дачного участка из подручного материала – камней, сухих веток, живых ивовых деревьев. Главные достопримечательности – дом, через который прорастают два огромных дерева и каменный лабиринт – круги Святозара. Есть картины местных художников.
А Артем продолжает интриговать и поражать воображение, рассказав заговор на родниковую воду:
Нужно набрать в руки воду из родника и сказать такие слова: «Святым словом, добрым часом заговариваю себя и свой род. Пусть беда мой дом стороной обойдет. Пусть нужда от меня навсегда уйдет. Як в чистом поле трава-мурава поднимается, пусть сила рода моего возрождается. Благополучие, удача, любовь сохраняется. Если что-то убежало — возвращается. Така бысь, така есть, така будет. И ныне и присна и от круга до круга. Ключ, замок, язык.» Воду пьют, что останется — умываются и не вытираются. Повторяют трижды.
Есть заговор на поварешку. Женщины делают его в пятницу на убывающую луну. Это простой прием домашней магии. Когда что-то в жизни идет не так или болезнь подступила, одиночество, детей нет — нужно делать обряд с домашней поварешкой.
Поварешку надо в доме всегда чистой держать. В холодильник в кастрюле не ставить, стучать поварешкой нельзя чтобы в доме не ругались.
Заговор на поварешку. Берем поварешку и кухонный нож. На поварешке рисуем ножом крест и говорим: «Как ты луна с неба божьего таешь, убываешь, так пусть болезнь (ангина, пустота, бесплодие, одиночество) от меня уйдет, а назад пути вовек не найдет. И ныне и присно и от круга до круга. Ключ, замок, язык.» и лизнуть поварешку.
Основные традиции, которые должны знать и исполнять россияне.
Смотреть в колодец
«Смотрите в свое прошлое, - говорит шаман, указывая в колодец. – Оно у нас общее, но неясное, поэтому глаза надо расфокусировать и смотреть две-три минуты. Если вам ментальный вирус кто-то поставил, он уберется из подсознания».
Посмотреть в колодец, говорит Игнатенко, половина успеха. И, наверное, поэтому остальные обряды у меня шли из рук вон плохо. Следующая комната с семью зеркалами, в которую мы заходили по одному, возможно, не закрыла мне «дырки в ауре», поэтому какой все-таки был указан кон внутри «дерева», - не вспомню..
«На Алтае традиция: кто под какой горой сидит, тот так себя и называет. Даже ученые определили по генетике, что это прародина шумеров. О том, где находится Шамбала, вопрос уже не стоит. Народы вокруг Белухи объединяет Алтай. В тюркском языке - «ал» - «дающая сила Солнца», а «тай» - «берущая сила Луны». Есть она в слове «КиТАЙ». Язык помнит то, что народы головой забыли».
Артем Игнатенко рассказал нам кое-что важное под Новый Год.
Не сжигать желания на Новый год
— Нужно сжигать все плохое. Берем бумагу и пишем, от чего будем избавляться: лень, одиночество, нужда, список болезней. Не мечты сжигать надо – это враги нашу молодежь научили. Они сжигают мечты на Новый год, запивают шампанским, а потом ходят в туалет – на это даже смотреть страшно!
И напоследок Артем нам сказал: «Любите и уважайте родную культуру, живите, созидайте, творите, будьте счастливы, будьте здоровы и да прибудет с вами сила Рода, Вашего Рода!»
Предки с нами
Возвращаясь назад, в автобусе спорим о рассказах Артема Игнатенко. Некоторые отнеслись к ним скептически – мол, байки для туристов.
Другие возразили: сказка – ложь, да в ней намек. Вся эта мифология и фольклор основана на древних алтайских , да и библейских легендах и правилах жизни. Не греши, оберегай свою землю, воспитывай детей, заботься о здоровье и родителях. И, конечно, уважай прошлое и знай его. А предки тебе в этом помогут.
И да пребудет с тобой сила!
Анна Муратова
Светлана Орлова
09.11.2024