Славянский Стоунхендж: моё погружение в альтернативную историю предков

Славянский Стоунхендж: моё погружение в альтернативную историю предков

 Этот лонгрид с элементами репортажа посвящён древнему городу на юге Челябинской области, который во многом опровергает господствующие исторические представления о том, как зарождалась славянская культура.

Я поведу читателей в Аркаим и покажу, насколько это необычное место, а также дам несколько советов, которые вам очень пригодятся, если вы захотите отправиться по моим стопам и найти настоящий древний город, а не его туристическую подделку.

 

Находка

В конце прошлого столетия на юге Челябинской области в степных и неплодородных почвах решено было построить Больше-Караганское водохранилище для орошения местных земель. По проекту сооружение должно было достигать двух тысяч гектаров, затопленных водой, чем спасло бы жителей соседних поселений от засушливого климата.

На тот момент «жрецы» плановой экономики уже начали возводить первые технические сооружения, однако строительству помешала археологическая экспедиция – обычная процедура, проводимая перед застройкой местности - экспертиза на предмет исторических объектов. Ничто не предвещало находок: степь, малоперспективный район, поэтому искали без особого энтузиазма.

Древнее городище обнаружила школьная археологическая группа. Ребята, входившие в её состав, указали руководителям на необычный рельеф местности, чем повернули вспять уже развернувшееся и перспективное строительство. Это произошло 20 июня 1987 года.

Во время раскопок учёные всё больше и больше убеждались в историческом значении своей находки.

Со временем Аркаим стал своеобразной Меккой. К нему стекаются туристы из разных уголков России и мира и каждый находит там для себя что-то своё.

Я узнала про Аркаим сравнительно недавно. Всё началось с нескольких документальных фильмов и статей про останки древнего поселения на юге Урала. По картам я поняла, что городище находится всего в 8 часах езды от моего дома, и сразу наметила план на предстоящий летний отпуск. В моих мечтах поездка выглядела как семейное путешествие. Но папа недвусмысленно пресёк посягательство на его беззоботные опускные будни, поэтому нам с мамой пришлось искать туры.

 

Как добираться, где жить

Организованные групповые поездки в Аркаим доступны только жителям крупных городов России. Если вы живёте в небольшом населенном пункте, то вам придётся добираться туда самостоятельно. Но этот вариант порой не так плох, особенно, если учитывать, что гиды создают программу согласно их интеллектуальным способностям и материальным возможностям, отчего качество посещения не всегда соответствует ожиданиям.

Наш тур относился как раз к последней категории. Но других вариантов не было, и мы забронировали места.

Далее последовали недолгие сборы, 10 часов езды и бессонная ночь в «комфортабельных креслах» душной маршрутки. Программа рассчитывалась на два дня. Ехали мы всю ночь и в четыре утра прибыли на место. Сквозь мрак я разглядела степь, небольшие хибарки барачного типа, постоялый двор с обнесённым камнями и уже потухшим кострищем в центре.

«Как в дом 2!» - послышалось со стороны (у кого-то из нашей группы ещё остались силы шутить).

Мы добрались до крова и сразу уснули. Только утром я поняла, что вместо матрасов на кроватях тоненький поролон, едва прикрывающий ДВП. Успокоила я себя тем, что в Японии так спят всегда. Мне же оставалось протянуть одну ночь.

 

Горы смыслов

При свете дня оказалось, что Аркаим расположен в равнинной местности, но вокруг как бы обнесён небольшими холмами, больше похожими на сопки. У каждой есть по два названия, одно из которых – научное, другое – народное.

Народные названия обязаны своим появлением стремительно возросшей популярности Аркаима среди людей, увлечённых духовностью и эзотерикой. Например, в 1992 году сюда приезжала Тамара Глоба, которая предрекла Аркаиму славное будущее. Хотя, надо сказать, что и без её прогнозов городищем заинтересовались почти сразу.

Дело в том, что учёным удалось установить: Аркаим – ровесник первой династии Вавилона, фараонов Среднего царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. По наиболее доказательной версии поселение было создано около 4000 лет назад (приблиз. В XIV в до н.э.). Внушительный срок, учитывая, что до раскопок не предполагалось наличия столь ранних развитых цивилизаций в этих краях. Но, об этом позже. Вернёмся к сопкам.

Холмы – части древнего вулкана, который существовал приблизительно 350 млн. лет назад, об этом свидетельствует наличие осадочных пород. Во времена «активного» существования Аркаима здесь располагались захоронения, которые так же сыграли большую роль в изучении городища. Именно здесь нашли многочисленные предметы сакрального значения, которые аркаимцы, как и египтяне помещали в гробницы.

Аркаимцы тоже верили, что человек перерождается, поэтому после смерти телу придавали позу эмбриона. Благодаря подобным захоронениям были обнаружены следы самых древних из всех найденных ныне колесничных колёс, отпечатанных в грунте.

Сейчас туристов первым делом привозят именно на сопки – бывшие могильники. На этих холмах, которые именуются незатейливо (гора Любви, гора Разума, гора Богатства, гора Покаяния и т.п.) уже нашими современниками выложены спирали из камней. Они украшают верхушку почти каждой сопки и пользуются большой популярностью, так как, прохаживаясь по ним, туристы загадывают сокровенные желания.

Гиды их наставляют: продвигаясь внутрь спирали против часовой стрелки, нужно вспоминать всё плохое и лишнее, а если следовать наоборот – из центра по часовой стрелке, то надо думать о своих мечтах и целях. Хотя некоторые особо просветлённые люди не советуют так делать, так как считают, что в воронках после огромного количества туристов собирается много ненужной и «грязной» энергетики и «подцепить» там можно что угодно.

Время после полудня и до вечера мы провели именно так: расхаживая по сопкам. Тот факт, что в самый полдень в степи почти безветренно и безоблачно, а градусник застенчиво намекает на +30 °C в тени, мало кого смущал. Поэтому резвые пожилые туристки, из которых преимущественно и состояла наша группа, без устали торили свои дорожки к счастью…

На склоне одной из таких сопок мы сделали привал. Гора называлась «Шаманка» или «Гора счастья». Наши проводники рассказывали что-то неопределённое про всяческие ритуалы, я же любовалась далями и разглядывала необычную и почти контрастную с этой местностью инсталляцию.

Инсталляция эта представляет из себя стул с очень высокими ножками, на котором сидит человек из проволочного каркаса. В руках у этого человека светлый как-бы левитирующий шар. Очевидно, в тёмное время он светится, но днём был просто белый. Человек из проволоки задумчиво глядел на этот шар, при этом как бы паря в воздухе на высоком стуле.

Я так долго смотрела на него, что узнала в нём главного героя книги братьев Стругацких «Пикник на обочине». Степная местность, лишённая бурной растительности – почти Зона, человек – главный герой с золотым шаром в руках, исполняющим все желания.

И всё это на склоне «горы Счастья». «Счастья всем, и пусть никто не уйдёт обиженным!» - одна из самых пронзительных цитат произведения. Вот только финал неоднозначный… И вот теперь, этот пустой изнутри человек сидит и держит хрупкий шар в руках. Не знаю, была ли задумкой автора эта отсылка, но меня она тогда сильно впечатлила и заставила задуматься.

 

О ценностях

Обойдя несколько сопок, наша группа всё-таки спустилась обратно в степь прямо к палаткам с многочисленными сувенирами, которые представляли из себя большей частью украшения из полудрагоценных камней, венички с разнотравьем, изделия из дерева и глины. На дверях некоторых лавок можно было прочесть: услуги гадалки, экстрасенса и подобное.

Побродив немного по лабиринтам палаток, мы, не найдя ничего по душе, отправились восвояси. Солнце клонилось к горизонту, а мы так и не побывали в месте раскопок древнего города. Поэтому мы обратились к гиду с вопросом: «Когда в городище?». К нашему удивлению, ведущая, полдня объяснявшая нам, в чём польза духовного просвещения непринуждённо ответила: «А мы туда не пойдём, там делать нечего. Степь, жара, какие-то несколько метров перекопанной земли, только два часа впустую тратить».

Сказать, что мы разочаровались – ничего не сказать. Ехать в Аркаим, чтобы не увидеть самого города – было верхом глупости. Тогда было принято решение отделиться от группы, которая, к слову, никак не воспротивилась заявлению ведущей, и искать способ попасть на раскоп самим.

На спуске с очередного холмика, где закончилась наша экскурсия, я приметила столики с книгами, а также уже знакомые мне обережные славянские символы и орнаменты. После всего великолепия индийских, рунических и даже оккультных знаков из сувенирных лавок русские буквы и узоры привели в чувство. От безысходности я стала листать книги. Тогда к лавке подошёл мужчина средних лет и удивлённо произнёс: «Заинтересовало?». Стояла я там уже минут пять и он, видимо, наблюдая со стороны, решил подойти.

Оказалось, что хозяйство это принадлежало ему. «Здесь больше двух минут не задерживаются обычно», – произнёс он. Ведь его столы стояли на приличном расстоянии от всего торгового городка и мимо них ходили без особого интереса, так как ни браслетов, ни сувениров там не наблюдалось – лишь книги.

 Мы разговорились. Оказалось, что мужчина приехал из Белоруссии. Днём продавал сборники, а вечером, когда толпа туристов редела, изучал окрестности. «В городище уже были?» - поинтересовался он. Что мы могли ему сказать…

Тогда, без лишних слов он достал откуда-то из-под стола карту местности, развернул её и начал нам объяснять. «Туристов водят по сопкам, - он пальцем начертил на карте полукруг. – Здесь были могильники. А вот – Аркаим». Он ткнул в центр карты, где топографическим указателем был выделен древний город.

«Вы говорите мне про оправу, а я вам показываю бриллиант. Усекли?». Дальше он объяснил нам, что из государственного здания, которое расположено на территории палаточного лагеря, каждый день водят экскурсии на раскопки.

Так закончился первый день и началась самая интересная часть нашей поездки.

 

На заре

Мы проснулись ещё до восхода солнца, так как группа решила встречать рассвет на одном из холмов. Ещё стояли сумерки, а по степи стелился туман. Натянув на себя всё, что было в лёгких походных сумках, мы зашагали к ближайшему холму.

Вставать до захода солнца здесь явление обычное: для туристов – приключение, для местных жителей – трудовые будни. Когда мы взобрались на вершину одной из сопок, что, видимо, было неотъемлемым ритуалом наших гидов, то на соседних и дальних холмах распознали признаки жизни: такие же неугомонные туристы уже двигались в спиралевидной траектории.

Мы же сделали зарядку на ковриках, полюбовались красным яблоком восходящего солнца. «Точно, как в Японии», – подумала я, разминая затёкшую ночью спину.

Когда стало совсем светло, мы побрели обратно. Ранние пташки из нашей группы решили дожидаться завтрака. Сделали они это самым логичным после зарядки и встречи рассвета образом: легли спать. Тогда мы, недолго думая, ушли из деревни и побрели по просёлочной дороге к палаточному лагерю и администрации, откуда отправлялись экскурсии в городище. С пыльной пустынной колеи открывались виды на ветряную мельницу – бывшую казачью станицу. Чуть дальше возвышалось бежевое невысокое почти квадратное здание, явно выбивавшееся из гармонии степного пейзажа (это был музей с постоянной археологической экспозицией, в которой представлены подлинные артефакты с раскопок городища).

Но времени на музей не оставалось.  Поэтому, любуясь видами, мы дошли ровно к началу экскурсии.

В Аркаиме ловят не все операторы сотовой связи, некоторые только на горах и оплату осуществлять крайне сложно, в основном платят наличкой. У нас же её почти не осталось. Но нам повезло: один из туристов поделился интернетом. Так что мы спокойно перевели деньги за билеты и стали ждать экскурсовода.

Домик администрации располагался на территории музейно-исторического корпуса. Здесь в разбросанных недалеко друг от друга зданиях размещались и администрация оборудованного палаточного лагеря, и кассы, и мастерские по изготовлению керамики, где для особо увлечённых туристов проводили мастер-классы. Ещё здесь повсюду стояли стенды с историческими фактами про Аркаим.

Ровно в 9 на крыльце здания появилась экскурсовод. Она рассказала, что прогулка длится примерно 2 часа и что мы будем идти к городищу по дороге, ведущей через заповедник. Надо отметить, что после того, как археологи «отбили» Аркаим у строителей, начатые работы здесь прекратили, а территории вокруг в 1991 году взяли под охрану и присвоили им статус заповедника. Теперь никем не контролируемая ныне степь, со всем её разнотравьем, зверьём, природой и многовековой историей является достоянием Челябинской области.

Началась экскурсия, женщина водила нас от стенда к стенду и сообщала научные и исторические факты о жителях древних поселений, об их высоком уровне культуры, который был доказан благодаря археологическим находкам, о том, как наши предки умели выстраивать свой быт, как жили и во что верили, как…

Но мы не услышали, что было дальше и как, потому что из-за деревьев послышался истошный женский крик. Все обернулись в сторону звука и с недоумением взглянули на экскурсовода. Крик повторился. К нашему удивлению женщина была спокойна. «Опять экзорцисты, - произнесла она. – Простите, Бога ради, сорвут экскурсию…».

Нас спасло строение, возведённое на территории администрации. Это была реконструкция жилой комнаты Аркаима. Просторная и продолговатая, она была расширена с одного конца и заужена с другого. Пол представлял собой песчано-глиняную породу, а стены были обнесены сосновым брусом. На вопрос мужчины «откуда аркаимцы брали сосны в степи?» экскурсовод ответила: «Во время существования города здесь был другой климат. Вместо степи простирались заливные луга, а невдалеке высились леса, преимущественно сосновые, так что жить в этой местности было одно удовольствие.»

Меня поразило, что огромное помещение примерно 20 метров в длину, 10 в ширину и около 5-ти в высоту было наполнено разнообразием глиняных печей. Всего я их насчитала около пяти. Все они выглядели по-разному и требовались для хозяйственных нужд: печь для обжига керамики, печь-очаг, продолговатая печь, больше похожая на глиняную низкую скамью (туда закладывались длинные брёвна, которые могли гореть до 12 часов), печь, соединённая воздуховодом с шахтой колодца (вероятно, для прогрева воды) и самая неожиданная небольшая круглая печь в полу, которая предназначалась для выплавки бронзы.

Последнюю, после того как отливали форму, разбирали и вручную собирали из глины снова.

По плану раскопок в каждом помещении представляющем треугольный, закруглённый по краям сегмент было несколько печей и колодец, который вдобавок служил холодильником: в колодезную шахту опускались на привязи продукты.

Вокруг стояли керамические кувшины и лежали орудия труда, отлитые в тех самых печах. В нишах, образованных в стенах в посудинах лежала пряжа, окрашенная в вишнёвый цвет (этот оттенок воссоздавали благодаря химической экспертизе). В углу стояла прялка, а чуть поодаль располагались комнатки с деревянными приподнятыми над землёй кроватями-полками.

Глядя на эти апартаменты, мне захотелось представить себе облик людей, живших и трудившихся здесь, вероятно, целыми общинами. Тогда экскурсовод подвела нас к одному из стендов, на котором были размещены фотографии с лицами, восстановленными по черепам, найденным в захоронениях: черты их были славянские.

А рядом стояли манекены с одеждой и украшениями – позолоченными очельями и височными кольцами, так же воссозданными благодаря раскопкам.

Чтобы понять, как и в каком положении висели украшения, учёными проводилась целая экспертиза: из снега лепились фигуры, на них надевались изделия, которые падали, когда таял снег. По положению упавших предметов и понимали их расположение на теле человека.

Кстати, аркаимцы обрабатывали и использовали в своих изделиях золото и серебро. И всё это на заре развития человечества.

Страна городов

В учебниках славяне как состоявшаяся народность, существующая в племенных союзах, упоминаются (в разных источниках по-разному) лишь со 2-5 тысячелетия н.э.  А отдельные племена, наподобие древлян, кривичей и вятичей, по мнению историков, появляются только в XVII веке н.э.

Судя по упомянутым выше археологическим раскопам, вполне можно судить иначе.

 Первыми жилищами наших предков считаются примитивные землянки.  Такой подход очень интересен, особенно, если учитывать, что Аркаим был найден в 1987 году, но до сих пор по каким-то причинам так и не вписывается в научно-историческую концепцию современности, а версия с землянками остаётся актуальной.

Занятно ещё и то, что Аркаим такой не один. Ведь если бы находка, датирующаяся 4 тысячелетием до н.э., была единственной, можно было бы об этом факте умолчать или как-то исправить его в духе «забежавших с юга более развитых племён», но нет. Аркаим входит в целую систему городов, «разбросанных» по всей территории южного Урала, которая именуется «Страной городов». Её объединяют общие признаки «Синташтинской культуры».

Упомянутые названия начали использоваться историками, для обозначения подобных памятников архитектуры на Южном Урале. В «Синташтинский комплекс» сейчас входит 22 укреплённых поселения культуры, находящихся в Челябинской и Оренбургской областях. По данным радиоуглеродного датирования, синташтинские поселения существовали между XXI и XVIII вв. до н.э.

Обнаруженные останки городищ объединены общими признаками – это укреплённые поселения, оснащённые фортификационными сооружениями в виде стен и рвов, как правило заполненных водой. Все города имеют круглую, овальную и прямоугольную планировку, с площадью или улицей в центре.

Подобное строение присуще и Аркаиму. Но его особенность и отличие от других городов заключается в необычной форме: с высоты птичьего полёта очертания города напоминают распил морской раковины, а отдалённо – и золотое сечение. Кроме того, это самое крупное поселение, входящее в комплекс.

Рядом с городом степь как бы расступается: здесь сливаются две небольшие реки. Издалека нам была видна трава и круговое возвышение, на подходе к которому экскурсовод заметила: «Были годы, когда эти речушки разливались и затапливали всю долину. Вода доходила даже до лагеря, а вот Аркаим, оставался нетронутым водой».

Когда мы вошли на территорию городища, я заметила, что в некоторых местах ковыль образовывал линии более светлого оттенка. Получались широкие травяные «дорожки». Дело в том, что стены состояли из глины и песка, которые веками оседали и заменяли здесь плодородные почвы. Так растения быстрее сохли и обесцвечивались, образуя на земле узор.  Благодаря этому свойству Аркаим отчётливо виден с воздуха.

Стены жители возводили, как говорится, на века, их ширина была 3 метра, высота – 5. Историки до сих пор гадают: «Зачем?», ведь признаков набегов или битв так и не было обнаружено…

Исследователи действительно склоняются к тому, что Аркаим был построен по проекту. Об этом свидетельствует сложный архитектурный облик и назначение отдельных городских элементов. В центре круга и ныне располагается небольшая площадь, где, по словам экскурсовода, обнесённый каменными плитами, постоянно горел священный огонь (жители были огнепоклонниками). Но самое интересное, что четыре входа в городище строго ориентированы по сторонам света, а в день летнего солнцестояния по их положению наши современники смогли отследить 18 астрономических событий.

То есть, по своей сути Аркаим напоминает Стоунхендж, а тот факт, что оба строения находятся на одной параллели, наводит учёных на новые исследования в этой области.

Рисунок, образованный входами во внешней стене Аркаима, представляет собой свастику, направленную по солнцу (по часовой стрелке). Свастика у древних народов – солярный, т.е. солнечный символ. Некоторые исследователи предполагают, что поселение было не просто сложным сооружением, рассчитанным лишь для хозяйственных нужд, но древней обсерваторией, по которой его жители отслеживали главные природные циклы и следили за временем. Всё может быть.

После нескольких тысячелетий существования город был намерено покинут жителями. Причём не просто брошен, а предан огню. Жертв пожара археологи не обнаружили – это и привело к мысли, что люди были предупреждены. После следы их, увы, затерялись. Что подвигло этот высокоразвитый народ на такой поступок, для исследователей пока остаётся загадкой.

 

Заключение

Почему именно Аркаим стал самым известным из всех городов Синташтинской культуры и вызвал в своё время широкий общественный резонанс? Свою роль сыграла борьба археологических и научных сообществ за сохранение этого памятника древней культуры.

За Аркаим заступались многие деятели науки. В их числе и бывший директор Эрмитажа -академик Борис Пиотровский. Ещё одной причиной стали взгляды, далёкие научному сообществу: убеждения многочисленных сторонников идей духовности и их вера в особенную силу этого места. Как ни странно, при совершенно противоположных точках зрения оба лагеря выступали в защиту городища, чем его и прославили.

Сегодня Аркаим привлекает совершенно разных по мировоззрению, возрасту и менталитету людей. Кто-то едет за впечатлениями, кто-то за духовным развитием и особенной энергетикой, кто-то – за новыми научными открытиями.

Место это, действительно, уникальное. Отправляясь в Аркаим, важно настроиться на встречу с историей, но не стоит забывать и про реальность, в которой полезно мыслить критически и с уважением относиться ко всем исследователям нашего мира.

 

Полина Сухая

Фото автора

09.11.2024