Путь домой длиной в два с половиной столетия

Путь домой длиной в два с половиной столетия

Есть в нашем крае множество природных богатств, разнообразие архитектурных ансамблей и животного мира. А главным достоянием ставропольской земли являются её люди, такие разные и в то же время объединённые общностью исторического развития.

 На Левокумье произошло своего рода соединение истории казаков-некрасовцев и духовных молокан. Хотя это представители разных конфессий, их объединила судьба изгнанников. Молокане прожили за границей несколько десятков лет, а казаки-некрасовцы – сотни. Возвращение на историческую родину у них произошло с разницей в полгода.

Об историях этих двух общин студенты Школы межэтнической журналистики узнали непосредственно от носителей данных культур в посёлке Новокумском Левокумского района.

 

Школа межэтнической журналистики

Юбилейный, десятый, сезон всероссийского наставнического образовательного проекта «Школа межэтнической журналистики» стартовал осенью 2024 года. Сегодня работает семнадцать региональных подгрупп во всех федеральных округах страны.

Заниматься по общей для всех Школ региональной программе одновременно начали в Москве, Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Оренбургской и Псковской областях, Бурятии, Дагестане, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Коми, Северной Осетии-Алании, Мордовии и Якутии, Алтайском, Красноярском и Ставропольском краях.

У нас региональный модуль Школы межэтнической журналистики открылся впервые на базе Северо-Кавказского федерального университета. Куратором является директор издательского дома «Периодика Ставрополья» Алла Абастова, председатель регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики.

В группе более двадцати человек со всего края. Не только студенты кафедры журналистики, есть и будущие филологи, и лингвисты, а также практикующие журналисты. Цели у молодых людей разные: кто-то хочет узнать больше о межэтнической теме, кто-то – получить опыт, чтобы дальше развиваться в этом направлении журналистики.

Слушатели получают базовые знания о межэтнической журналистике, основах государственной национальной политики, федеральных и региональных СМИ, учатся работать с межнациональной темой в различных журналистских форматах.

 Одно из ключевых направлений работы Школы – участие в этноэкспедиции. Для журналиста это не просто туристическая поездка, а в первую очередь командировка с целью сбора уникальной информации и визуального контента для популяризации культуры народов и дальнейшего профессионального освещения в СМИ.

Студенты-слушатели из Ставропольского края, разделившись на пять групп, побывали в этноэкспедициях в представительстве Дагестана в городе Ставрополе, станицах Григорополисской и Расшеватской (Новоалександровский округ), ауле Куликовы Копани (Туркменский округ) и посёлке Новокумском (Левокумский округ).

 

Гости из прошлого

Где-то в Турции затерялось маленькое село Коджагёль. И хотя далеко вокруг была турецкая земля, жители этого поселения разговаривали, водили хороводы и пели песни на русском языке.

Сеяли хлеб, ловили рыбу. Все жизненно важные вопросы решали на казачьем кругу, а покончив с делами, играли песни. «Завет Игната» (170 строгих законов) помог казакам сохранить свой язык, веру, культуру, вековые традиции, обряды и обычаи в том виде, какими они были на Руси в XVIII веке.

Например, «брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть», – говорится в одном из заветов.

 СПРАВКА - Некрасовцы – потомки хопёрских и донских казаков, которые покинули Родину после Булавинского восстания в начале XVIII века под верховенством Игната Некрасова и зареклись не возвращаться при царизме. По имени своего атамана, уже на территории Крымского ханства, взбунтовавшиеся казаки стали называть себя «некрасовцами» или «игнат-казаками».

Поселились рядом с запорожцами, но из-за постоянных стычек вынуждены были уйти дальше на юг и в итоге оказались в Турции. Вернулись они уже в Советский Союз спустя 254 года жизни на чужбине.

 В ХХ веке положение некрасовцев резко ухудшилось. Турецкое правительство принимало законы, ограничивающие хозяйственную и культурную деятельности национальных меньшинств. Коснулось это и некрасовской общины.

Казаки были лишены автономии: закрыли русскую школу, русские имена и фамилии стали заменять турецкими. Угроза ассимиляции заставила задуматься о возвращении на историческую родину.

Первая волна переселенцев вернулась в 1911 году, несмотря на завет Игната Некрасова «царизму не покоряться. При царях не возвращаться». А в сентябре 1962 года из Турции отплыл теплоход, на борту которого были 999 человек. В пути родился тысячный переселенец – Семён Бабаев, который и сейчас живёт в районе.

Сегодня ставропольская община казаков-некрасовцев насчитывает больше 160 человек. Они проживают в посёлках Кумской Долине и Новокумском Левокумского округа, где уже двадцать лет действует музей, посвящённый их культуре и истории.

 – Мы пытаемся сохранить и донести до нынешнего поколения традиции, обычаи и быт – то, как жили в Турции казаки-некрасовцы. Показываем их сказки, обряды, проводим фольклорные программы. Иногда для гостей готовим традиционные блюда – вареники с рыбой, плящинду, ярмик, – рассказала директор Центра традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и духовных молокан Оксана Шепелеева.

 

Студентам Школы межэтнической журналистики удалось встретиться с  представителями этих этнических групп и собственными глазами увидеть, как они жили, увидеть этнические подворья и убранства жилищ, услышать уникальный говор.

Благодаря ярким костюмам мы с первых же минут были погружены в атмосферу национального колорита этнодеревни.

Крой женского костюма остаётся неизменным на протяжении сотен лет. Рубаха имеет красные шёлковые рукава и подол с красной полосой.

Поверх рубахи некрасовки носили полосатые балахоны, украшенные тесьмой и кружевом. Для замужней женщины обязательным было ношение платка, украшенного подвесками, сплетёнными из бисера.

На швах и по нижнему краю юбки была вышивка, которая не только украшала, но и защищала казачек от злых чар. Ещё с языческих времён считалось, что они не проникнут через декор ручной работы. Костюмы девочек – маленькие копии взрослых.

А вот головные уборы делятся на девичий, замужней женщины, «бабичий», а также на те, что носили каждый день и надевали по праздникам.

Мужской традиционный костюм – рубаха (косоворотка), штаны (порты), бешмет. Рубаха имела туникообразный крой без плечевых швов. Ворот украшался наставкой из другой ткани, на которой делалась вышивка мелким крестом в красно-чёрно-жёлтых тонах. Воротник всегда был стоячим, рукава – узкими и длинными.

Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали тонким поясом из шерстяной нити. Порты, нижний край и все швы обязательно украшались вышивкой, которая также являлась оберегом. Бешмет служил верхней одеждой.

Казачьи хаты обнесены плетнём, окошки небольшие, света не хватает и приходится зажигать керосиновые лампы. В них сохранились все предметы быта и утвари некрасовцев.

Вдоль стен – лавки с циновками, полати, сундуки, лоскутные одеяла. Под лавками – глиняные кувшины. Напротив двери – старинные иконы. За хатой располагался «лопас» – веранда. Далее – «подлысенка», где жили после свадьбы молодые. За хатой размещался «чулан» – парадная комната с красным углом. В летней кухне выложена небольшая печка – «гарнушка».

За парадной находился «сарайчик» – кладовая с припасами и «сарай», где содержались коровы, овцы, птица, буйволы. В огороде сажали лук, чеснок, перец, помидоры, огурцы, кукурузу, арбузы. У каждой семьи был надел в поле, где казаки выращивали пшеницу и обязательно фасоль или, как их называют здесь, бобы, бобощики, – один из важных продуктов национальной кухни.

Рецепты казаки передавали из поколения в поколение всё время, что жили в Турции. Восточные традиции своеобразно легли на казачьи: стали использовать пряности и специи, пить кофе, готовить сладкие сиропы с арахисом для десертов. По будням казаки питались отварной фасолью с луком, бобами с картошкой, горохом с квасом и овощами. В Успенский пост, в день Преображения Господня, некрасовцы готовили жареную и отварную рыбу. Заготавливали её впрок, солили, сушили, вялили.

Есть несколько основных блюд, которые готовят на белом квасе с приправами. Это и стюдень рыбный, и стюдень сладкий, вкус которого очень необычен. Рыба, свёкла, лимон, капуста, мёд и огурцы – по количеству витаминов стюдню нет равных.

Казачки много вкусных блюд готовят из пресного теста. Замешанное на воде с добавлением соли тесто, разделённое на порции, раскатывается в довольно тонкую пышку, которая смазывается с одной стороны маслом. Потом сворачивается в плотную трубочку, которая в свою очередь – в «улитку». Её ещё раз раскатывают, придавая форму пышки, и жарят на растительном масле...

После экскурсии по этнодеревне слушатели школы посмотрели спектакль народного этнического театра кукол «Жардолиночка», персонажи которого разговаривают исключительно на некрасовском диалекте.

Сейчас никуда от этого не денешься, происходит процесс ассимиляции: казаки-некрасовцы постепенно вливаются в современную жизнь и растворяются в ней. А потому важно, пока не поздно, уловить и сохранить ту особую культуру, язык и видение мира, которые казаки пронесли через века.

 

 Незабываемая старина

Вот уже полвека казаки и молокане проживают на одной территории и с уважением относятся к традициям друг друга.

 СПРАВКА - Молокане, или так называемые духовные христиане, появились в России в XVIII веке как течение, отделившееся от традиционной православной церкви. В середине XIX века их стали выселять на территории закавказских губерний. В Грузии, Армении и Азербайджане и сегодня существуют молоканские деревни. После развала Советского Союза часть духовных христиан переселились в Россию. Достаточно крупные общины молокан проживают в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях.

 

Происхождение названия «духовное христианство» нужно искать в том, что молокане отрицают обряды и постановления, принятые другими христианскими церквами. У молокан не имеется собственных храмов, а лишь особые молельные дома, где молоканская братия собирается на совместные моления в свой священный день – субботу.

В молитвах и при исполнении других религиозных треб они не прибегают к внешним атрибутам или установленным формам, не признают каких-то особенных святых мест, церковной иерархии и священства. Не ставят свечей перед иконами, которых вовсе не имеют. Они не молятся святым, не едят свинину, не курят табак и не пьют алкоголь.

Мужчины носят старинные рубашки, а женщины не красятся и не носят украшений, с юных лет надевают длинные юбки и платки.

Молокане признают браки лишь внутри своей общины. Такие союзы привели к сохранению уникального внешнего вида русских крестьян – они почти все голубоглазые блондины. Кроме того, между собой они общаются на особом диалекте. Но не выделяют себя в особый народ – называются русскими, но особой веры и уклада жизни.

По соседству с некрасовским в Центре традиционной русской культуры расположено молоканское подворье. В сенцах нас «встречал сапожник» (манекен), занятый своим ремеслом. Передняя хата особенна красотой старинной ручной вышивки и кружевами, здесь мы смогли увидеть повседневные и праздничные наряды, полюбопытствовать содержимым сундука невесты. Сердцем молоканской хаты является русская печь, расположенная в её задней части.

В кухне этой общины много мучной выпечки: маканые блины, чибрики, кята, хлеб, испечённый на дрожжах, приготовленных по старинному рецепту. Всё это обязательные угощения на праздничном столе.

 

– Лапша у молокан считается одним из основных блюд. Её обычно готовят по особому случаю, например, во время свадьбы или же похорон. Для получения максимально оригинального вкуса используется много яиц. В частности, всего лишь на один литр воды необходимо использовать до ста яиц. Кроме этого, для приготовления используются мука и соль, – рассказала представитель молокан, методист Центра традиционной русской культуры Надежда Самарина.

 

Все предметы быта, утварь, костюмы, семейные фотографии здесь – не бутафория, а настоящие исторические артефакты, представленные молоканами.

 

На этнических подворьях можно сделать множество атмосферных фотографий, окунуться в быт позапрошлого века и приятно провести время. В центре работает много увлечённых, талантливых людей, которые всегда рады гостям.

 

Музей истории

Конечным пунктом нашей этноэкспедиции стал Новокумский филиал краевого музея изобразительных искусств – музей казаков-некрасовцев.

Сегодня в фонде филиала – более тысячи экспонатов. Коллекция предметов разнообразна, включает все стороны жизни казаков-некрасовцев и духовных молокан, среди исторического наследия – традиционные костюмы и аксессуары, кухонная и бытовая утварь, сельскохозяйственный инвентарь, облачение священнослужителей и предметов церковно-служебного обихода.

В музее хранятся старинные церковные книги некрасовцев. Самая древняя – «Требник инока», отпечатанная в XVII веке в Москве, на Печатном дворе.

Нам удалось рассмотреть снасти и фотографии, повествующие об основном занятии некрасовцев в Турции – рыболовстве.

 СПРАВКА - Рыбу они ловили в Мраморном, Чёрном, Эгейском, Средиземном морях и во многих озёрах Турции. На рыбный лов уходили мужчины от пятнадцати до 55 лет артелями по 18-25 человек. Рыболовный сезон начинался в августе. Возвращались домой в апреле, к Пасхе, то есть мужчины отсутствовали по восемь-девять месяцев. Пойманную рыбу продавали. Лодки казаки делали сами. Ловили сетями и вентерями. Сети вязали из льняных нитей с помощью деревянного челнока. Возвращение мужчин в село было праздником для всех.

 Ставропольский край занимает особое место в культурной жизни России. Здесь можно услышать задушевные русские песни, зажигательные кавказские ритмы, насладиться всей богатейшей палитрой народного творчества. Многонациональность, безусловно, обогащает этническую картину региона, ибо каждый народ привносит в неё яркие краски своей культуры.

 

 Ирина Иванчук

09.11.2024