Голос ногайской культуры звучит в Ставрополе
В мире, где культурные традиции и обычаи различных народов могут растворяться в ритме современной жизни, существует необходимость в их сохранении и популяризации.
Ибрагимова Джамиля Батырбековна — яркий пример того, как можно успешно сочетать журналистику и культурное наследие своего народа в творчестве. С 2020 года она является членом Союза журналистов и работает на телевидении, репортёром на канале «Свое ТВ». В своей профессиональной деятельности Джамиля не только освещает актуальные темы, но и активно занимается популяризацией ногайской культуры через социальные сети. В своем этноблоге в Instagram* и Telegram Джамиля знакомит аудиторию с богатством и многообразием ногайской культуры, делится своими наблюдениями, интересными историями и традициями своего народа.
* Организация, запрещенная на территории РФ
Мы встретились с Джамилей Ибрагимовой по заданию школы межэтнической журналистики. Ногайская культура и мои соплеменники ногайцы всегда интересовали меня. А тут подвернулся случай пообщаться с самой, пожалуй, медийной ногайкой в Ставропольском крае. Наш разговор – о жизни, национальности и традициях.
- Как началось ваше знакомство с ногайской культурой?
- Я выросла в Ставропольском крае среди русских и не была окружена ногайским контекстом. Не помню ни одного ногайского кружка. Единственное, что осталось в памяти, - это ансамбль «Карагаш», где бабушки пели, а девочки танцевали. Уроков ногайского языка и литературы не было, и дома также не было книг на моем родном. Я чувствовала себя оторванной от корней, но в то же время вдохновение для изучения культурного кода пришло из семьи. Моя большая, дружная семья показала мне, какими должны быть настоящие ногайцы: добрыми и бескорыстными.
- Как бы вы охарактеризовали жизнь ногайцев, проживающих в Ставропольском крае?
- Жизнь ногайцев, к моей большой радости, преображается. Раньше они, как мне кажется, были менее заметны. Во время моей учебы многие уезжали на север, в Норильск или Сургут, и в Ставрополь в основном приезжали учиться. Но сегодня наблюдаю обратную тенденцию: всё больше ногайцев выбирают Ставрополь как место, где стоит «осесть», стремятся построить здесь свою зрелую жизнь. Это, вероятно, связано с близостью к родным местам, и с самим городом, ведь он небольшой провинциальный с зелеными улицами и доступным уровнем жизни. Я также заметила, что ногайцы раньше квартиры покупали в северных городах, а теперь у многих есть собственные квартиры здесь.
- Насколько важно для вас поддерживать ногайскую идентичность в современных условиях?
- Скажем так, был момент, когда для меня это было совсем не важно. И многие упрекали в этом, называли предательницей. Знаешь, я говорила: "Да зачем мне эта ногайская культура?", "Зачем учить ногайский язык? Лучше уж учить английский". Однако во мне всегда боролись две стороны: одна искала ногайские темы, другая отвлекалась на другие интересы. В какой-то момент я поняла, что это важно, и всё. С тех пор я стремлюсь освещать ногайские темы в своих работах.
- Расскажите, какие проекты организовывали ногайцы в Ставрополе за последний год?
- Честно говоря, я чувствую оторванность, так как не слежу за ногайскими соцсетями и группами, и не знаю, что происходит в этом кругу. Многие мероприятия проходят мимо меня. Да, я заметила не так уж их и много. Лично я мечтаю, если точнее горю желанием организовать вечер ногайцев с музыкой и танцами, чтобы донести культурное наследие. Но, к сожалению, сделать это в одиночку непросто, мне нужен компаньон, с которым мы могли бы реализовать эту идею.
- Какие культурные традиции ногайцев вам особенно дороги?
- Мне очень нравятся наши свадебные традиции. Одна из самых памятных: когда родители жениха едут за чемоданом для невесты. Да, я понимаю, что это характерно не только для ногайцев, но меня это всегда прикалывает. Также мне нравится обычай «бет ашар», когда отец жениха открывает невесте фату, благословляя её, а затем приглашает на танец. А во время танца ей дарят разные виды золота, и таким образом условно принимают её в семью. Могу выделить еще одну свадебную традицию: когда жених приезжает за невестой и ведется торг с родственниками - это целая «война» за невесту! Для меня в детстве это был такой волнительный момент.
- Какие ваши любимые традиционные блюда ногайской кухни?
- Всё, что связано с тестом. Я особенно люблю калакай, катлама, беремеши, хинкал. Для меня многие из этих блюд связаны с теплотой и заботой моей мамы. Возможно, у многих ассоциации с ногайским хлебом связаны с бабушками, но у меня это мама.
- Как журналист, ответьте, какие аспекты ногайской культуры наиболее интересны для широкой общественности?
- Я уверена, что многим людям будет интересно погрузиться в быт нашего аутентичного и колоритного народа. В дополнение к быту, внимание стоит уделить настоящей ногайской кухне и культуре гостеприимства. Расскажу историю из моего путешествия: однажды я посетила Дагестан, надеясь увидеть высокий уровень гостеприимства у друзей. И, откровенно говоря, была немного шокирована тем, что увидела. В тот момент я осознала, что у ногайцев культура гостеприимства развита даже более глубоко, чем у любого другого кавказского народа. У нас есть пословица, которая отражает это - "Конак келсе эт писер, эт писпесе бет писер". С приходом гостя будет жариться мясо, если не мясо, то лицо.
- Как вы начали вести свои социальные сети, посвященные ногайской культуре? Что вдохновляло при создании вашего канала?
- Я давно мечтала вести блог, но не знала, о чем именно. Всё началось с моего временного проживания в Черногории, где я решила писать о своих впечатлениях. Однако эта тема мне была не близка. Вдохновение пришло из моей семьи - от мамы, тёть и дядей. Меня окружает любовь и уважение к ним, и поэтому я решила создать этноблог. Сперва я попала в сарафанное радио, также меня «распиарил» Даниял из «Дослар ТВ», и подписчики начали поступать активно.
- Как вы выбираете темы для своих постов и видео?
- Темы для постов и видео рождаются из наших обычаев и традиций. Каждый раз, когда я снимаю ролики, у меня появляется масса идей о том, что еще стоит показать. Это бесконечный поток идей. Я снимала практически каждый день, пробуя разные форматы: от разговорных до интервью с начинающим ногайским музыкантом, такими как Азамат. Я даже адаптировала современные мемы под нашу культуру, например, переводила выражения с популярной фразы «Слово пацана» на ногайский лад.
У меня есть мечта создать тревел-блог о местах, где компактно проживают ногайцы, пообщаться с теми, кто знает много интересного о нашей культуре. Я готова отправиться в путешествие, например, в Карачаево-Черкесию или в Астрахань, чтобы рассказать об этом людям.
- Какие трудности вы встречали, ведя свои каналы?
- Одной из главных трудностей является кризис идей. Порой кажется, что я повторяюсь, и меня охватывает выгорание. В такие моменты очень хочется вдохновения, каких-то новых творческих тандемов. Я сталкиваюсь с тем, что единичные блогеры не всегда готовы идти на контакт. Это огорчает, так как я сама готова сотрудничать, даже если у меня на руках ребёнок. Это желание делать что-то интересное и новое подталкивает меня двигаться дальше.
Были и неприятные инциденты: как-то «Союз ногайской молодежи» опубликовал мою фотографию, перечёркнутую красным цветом с не особо недоброжелательными комментариями. Я была обвинена в распространении нетрадиционных ценностей, и было очень обидно услышать такие слова вместо поддержки. Это поднимает вопрос: куда уходит наша сплочённость?
- Какие советы вы могли бы дать тем, кто хочет начать вести подобные этнические каналы?
- Прежде всего, действуйте и не опускайте руки. Важны настойчивость и регулярность. Не стоит зависеть от мнения окружающих. Это ваша платформа, и вы создаете её для себя. Также важно определиться с нишей, которая вам близка и интересна. Поймите, что ваша уникальность является вашим главным преимуществом.
Лонгрид на сайте http://info.int2024.tilda.ws/
Диана Кульниязова
09.11.2024