Музыка, душа и энергия
В эти дни я познакомилась с казачьей историей и культурой. Те, кто думает, что казаки –это гульба, праздники и рубка шашкой – заблуждаются. Это еще давние и глубокие традиции.
А все началось с лекции-концерта «Вольная душа казачества». Он прошел в краевой библиотеке имени Шишкова. Здесь о жизни казаков, их быте, охоте, творчестве рассказала старший научный сотрудник художественного музея Вероника Игоревна Бодрова, а также участники ансамбля «Отрада». Причем мы узнали о жизни казаков одного алтайского села – Тулата Чарышского района.
Стражники и певцы
Казаки, как выяснилось, были первопроходцами на Алтае. А еще воинами, стражами, охранявшими южные рубежи государства российского. Они в 18 веке строили крепости от Усть-Каменогорска до Бийска. Были и сооружения поменьше – они назывались защитами. Это небольшие села и укрепления. Так появилась защита Тулатинская. Именно она в итоге оказалась самой богатой на песни. Это четверть века назад выяснила и открыла миру студентка Новосибирской консерватории Вероника Бодрова. Сначала они с подругой прошли всю казачью линию на Алтае, а потом со своим педагогом Наталией Леоновой записала в Тулате основной репертуар – рекрутские, походные, плясовые, шуточные, свадебные и лирические песни.
Бодрова вспоминает, что экспедиция была летом, когда в Тулате было трудно собрать сельчан вместе, мужчины пропадали на покосе. Но уж если полил дождь, это была редкая удача для фольклористов! Вся Тулата тогда звенела песнями, и студентки записывали их до полуночи. Потом еще несколько лет Вероника Бодрова дозаписывала в Тулате новые, неизвестные ранее песни, вникала в их стиль, исследовала певческие особенности (это стало темой ее дипломной работы). В итоге в 1993 году в Москве был выпущен виниловый диск «Традиционный фольклор Алтая», куда вошло всего восемь песен. И вот спустя много лет в Барнауле вышел новый диск - «Вольная душа казачества». Здесь уже 24 песни.
– Во всей Сибири только в Тулате до наших дней сохранилось исконное мужское традиционное пение, - рассказывает Вероника Игоревна. - В конце 80-х годов прошлого века здесь еще пели представители нескольких поколений – от 35 до 80 лет. Это были импровизаторы-виртуозы! Сейчас таких исполнителей осталось несколько человек. Это фольклорный ансамбль «Кинареечка» под руководством Александра Головина, единственный в крае достоверный продолжателем песенных традиций тулатинских казаков
Сама Вероника Бодрова создала ансамбль народной песни «Беловодье» при Центре фольклора и народных ремесел Алтайского края. Со студентами пединститута она ездила в многочисленные полевые экспедиции, собирала песенный материал, осваивала традиции и обычаи.
Вероника Бодрова рассказывает:
Северная манера пения первых переселенцев и легла в основу современного исполнения. Стиль сибирских старожилов очень характерный – строгая суровая манера пения, низкий регистр и довольно большой размах диапазона, поэтому не так-то просто их петь…
Пельмени и санки
Поначалу «Беловодье» показало себя на пельменное заговенье к Филиппову посту (прим. – простонародное название Рождественского поста) в селе Тулата. В старину с этого дня начинали мешками лепить пельмени впрок и хранили их прямо на морозе. Сидели на печке, пели с бабушками и стряпали настоящие пельмени. Этот народный праздник любила даже молодежь. Всюду царила живая атмосфера. Девушки собирались вместе к вечеру и отправлялись по домам заговёлышки (угощения) просить. На санках с горки катались. И все традиции вживую, из уст в уста, глаза в глаза, «Беловодье» перенимало.
Позже, в начале 2000-х годов, от «Беловодья» отпочковался ансамбль «Традиция», который в своем творчестве взял за основу духовные стихи. Ансамбль и сейчас продолжает эту тематику, особенно в посты. Ведь в Великий пост все другие жанры запрещались, никакие другие песни не исполнялись. Эти духовные стихи так и называли – постовые.
В колледже культуры Вероника Игоревна со студентами разучивала стихи. Они завораживают своей строгостью. В них нет эмоциональности – есть внутреннее глубокое духовное состояние. В посты эти песни они до сих пор поют, устраивают концерты духовных стихов и в Новосибирске, и в Барнауле. Конечно, не на широкую публику, а на особый круг, но тем не менее это актуально.
Вероника Игоревна Бодрова проделала огромную работу по исследованию фольклора и сохранению нематериального культурного наследия Алтая. Она опубликовала около 100 нотных и текстовых расшифровок свадебных песен и обрядов старообрядцев, традиционных песен казаков, лирических и рекрутских песен, похоронных причетов и духовных стихов.
Казачий круг
А затем я побывала на гала-концерте в честь Дня народного единства. Здесь познакомилась с творчеством московского коллектива Казачий круг. Этот известный фольклорный ансамбль создан 38 лет назад. В его репертуаре около 300 песен донских, запорожских и кубанских, терских, уральских, сибирских, волжских казачьих войск России, а также казаков-некрасовцев. Причем сами музыканты говорят, что музыкальный материал в каждом регионе разный – все зависит от истории, диалектов, быта и традиций местного казачества.
Все в коллективе организовано по принципам казачьего круга. Это высший орган управления у казаков. То есть все решалось и решается коллегиально. Хотя музыканты признались, что по крови и предкам их нельзя назвать казаками. У кого-то далекая родня, но у большинства в предках казаков нет.
«Иногда нас упрекают – ну вы играете в казаков, нарядились вот… И спрашивают, за какое вы казачество, белое или красное? Какую казачью организацию поддерживаете в том или ином городе? Но мы не за белых или за красных, а за русских людей – их музыкальное наследие принадлежит всем россиянам», - убеждены исполнители казачьих песен.
Они регулярно ездят выступать в зону СВО, в казачью бригаду «Терек». Там тоже далеко не только потомки казаков сражаются за Россию.
В конце концов, дело не в крови, а в вере, духе и традициях.
Песенный материал также собирается в фольклорных экспедициях. Участники ансамбля стараются максимально точно следовать старым традициям казачьего пения, бережно сохраняя распев и диалект оригинала. Раньше записывали на бобины, магнитную пленку. Теперь с этим проще, все оцифровывается. И причем спето лишь процентов десять собранного материала.
«Петь казачьи песни будут еще десять поколений вперед», - говорят члены «Казачьего круга».
Они любят приезжать на Алтай, выступать здесь, особенно на Дне народного единства и День России на Бирюзовой Катуни. Кстати, с теплотой и уважением отзывались о песенных традициях тулатинских казаков.
Среди них есть и уроженец Алтайского края. Илью Чекунова родители увезли в Москву в четырехлетнем возрасте. Он много где работал, жил в разных странах. И вот нашел себя в фольклорном коллективе.
Из бабушкиных сундуков
Также на концерте мне понравилось выступление фольклорного ансамбля «Читинская Слобода» из Забайкальского края. Встретила и своих знакомых из фольклорного ансамбля «Стрела» из краевого колледжа культуры и искусств. «Стрела» также стала участником этого масштабного события. Ансамбль представил мужской перепляс под сопровождение традиционных музыкальных инструментов, таких как бубен, ложки, скрипка и гармонь.
Я уже писала про этот коллектив, который семь лет проводит акцию «Хожу в русском». Ребята выходят в народных костюмах на улицы краевого центра, поют песни и частушки.
«Всю одежду ребята ткут и шьют сами. Пояса, сарафаны, порты, рубашки, - рассказывает руководитель «Стрелы» Елена Николаевна Эйнхольц. - Это реконструкция того, что мы находим в экспедициях по дальним уголкам Алтая – в бабушкиных сундуках. Отголоски культуры переселенцев и старообрядцев. Мы эти вещи полностью копируем. Долго ищем ткани, иногда на маркетплейсах, иногда из Индии и Америки заказываем. Они должны быть качественной, ведь ткани наших предков - стойкие, яркие, цвет держат и по сей день. Долго шьем и ткем, иногда по полгода. Там же, в дальних селах, записываем и песни. И каждый раз находим новые. У нас много свадебного материала из Третьяковского и Петропавловского районов края. Недавно сделали реконструкцию рекрутского обряда, записали казачьи песни, много частушек».
Так музыканты и исследователи фольклора разных поколений собирают песни, которые пели наши предки, исполняют их, записывают на цифровые носители. Это наши корни, наша культура и традиции. В этих песнях – история народа и его душа. И через песни энергия и опыт предков передается нашему поколению.
Алиса Носова
06.11.2024