Музыка, душа и энергия

Музыка, душа и энергия

В эти дни я познакомилась с казачьей историей и культурой.  Те, кто думает, что казаки –это гульба, праздники и рубка шашкой – заблуждаются. Это еще  давние и глубокие  традиции.

А все  началось с  лекции-концерта «Вольная душа казачества». Он прошел в краевой библиотеке имени Шишкова. Здесь о  жизни казаков, их быте, охоте, творчестве рассказала  старший научный сотрудник художественного музея  Вероника Игоревна Бодрова, а также участники ансамбля «Отрада». Причем мы узнали о жизни казаков одного  алтайского села – Тулата Чарышского района.

Стражники и певцы

Казаки, как выяснилось, были первопроходцами на Алтае. А еще  воинами, стражами, охранявшими южные рубежи государства российского. Они  в 18 веке строили крепости   от Усть-Каменогорска до Бийска. Были и сооружения поменьше – они назывались защитами. Это небольшие села и укрепления.  Так появилась  защита Тулатинская. Именно она в итоге оказалась самой богатой на песни. Это четверть века назад выяснила и открыла миру   студентка  Новосибирской консерватории Вероника Бодрова. Сначала они с подругой  прошли всю казачью линию на Алтае, а потом со своим педагогом Наталией Леоновой  записала в Тулате основной репертуар – рекрутские, походные, плясовые, шуточные, свадебные и лирические песни.

Бодрова вспоминает, что экспедиция была летом,  когда  в Тулате было трудно собрать сельчан вместе,  мужчины пропадали на покосе. Но уж если полил дождь, это была редкая удача для фольклористов! Вся Тулата тогда звенела песнями, и студентки записывали их до полуночи. Потом еще несколько лет Вероника Бодрова дозаписывала в Тулате  новые, неизвестные ранее  песни, вникала в их стиль, исследовала певческие особенности (это стало темой ее дипломной работы). В итоге  в 1993 году в Москве был выпущен виниловый диск «Традиционный фольклор Алтая», куда вошло всего восемь  песен. И вот спустя много лет  в Барнауле вышел новый диск -  «Вольная душа казачества». Здесь уже  24 песни.

– Во всей Сибири только в Тулате до наших дней сохранилось исконное мужское традиционное пение, - рассказывает Вероника Игоревна. -   В конце 80-х годов прошлого века здесь еще пели представители нескольких поколений – от 35 до 80 лет.  Это были импровизаторы-виртуозы!  Сейчас таких исполнителей осталось несколько человек. Это  фольклорный  ансамбль «Кинареечка» под руководством Александра Головина,  единственный в крае достоверный продолжателем песенных традиций тулатинских казаков

Сама Вероника Бодрова создала ансамбль народной песни «Беловодье» при Центре фольклора и народных ремесел Алтайского края.  Со студентами пединститута она ездила в многочисленные полевые экспедиции, собирала песенный материал, осваивала традиции и обычаи.

Вероника Бодрова рассказывает:

Северная манера пения первых переселенцев и легла в основу современного исполнения. Стиль сибирских старожилов очень характерный – строгая суровая манера пения, низкий регистр и довольно большой размах диапазона, поэтому не так-то просто их петь…

 

Пельмени и санки

Поначалу «Беловодье» показало себя на пельменное заговенье к Филиппову посту (прим. – простонародное название Рождественского поста) в селе Тулата. В старину с этого дня начинали мешками лепить пельмени впрок и хранили их прямо на морозе. Сидели на печке, пели с бабушками и стряпали настоящие пельмени. Этот народный праздник любила даже молодежь. Всюду царила живая атмосфера. Девушки собирались вместе к вечеру и отправлялись по домам заговёлышки (угощения) просить. На санках с горки катались. И все традиции вживую, из уст в уста, глаза в глаза, «Беловодье» перенимало.

Позже, в начале 2000-х годов, от «Беловодья» отпочковался ансамбль «Традиция», который в своем творчестве взял за основу  духовные стихи. Ансамбль и сейчас продолжает эту тематику, особенно в посты. Ведь  в Великий пост  все другие жанры запрещались, никакие другие песни не исполнялись. Эти духовные стихи так и называли – постовые.

В колледже культуры Вероника Игоревна со студентами разучивала стихи. Они завораживают своей строгостью. В них нет эмоциональности – есть внутреннее глубокое духовное состояние. В посты эти песни они до сих пор поют, устраивают концерты духовных стихов и в Новосибирске, и в Барнауле. Конечно, не на широкую публику, а на особый круг, но тем не менее это актуально.

Вероника Игоревна Бодрова проделала огромную работу по исследованию фольклора и сохранению нематериального культурного наследия Алтая. Она опубликовала около 100 нотных и текстовых расшифровок свадебных песен и обрядов старообрядцев, традиционных песен казаков, лирических и рекрутских песен, похоронных причетов и духовных стихов.

 

Казачий круг

А затем я побывала на гала-концерте в честь Дня народного единства. Здесь познакомилась с творчеством московского коллектива Казачий круг. Этот известный фольклорный ансамбль  создан 38 лет назад. В его репертуаре около 300 песен донских, запорожских и кубанских, терских, уральских, сибирских, волжских казачьих войск России, а также казаков-некрасовцев.  Причем сами музыканты говорят, что музыкальный материал в каждом регионе разный – все зависит от истории, диалектов, быта и традиций местного казачества.

Все в коллективе организовано по принципам казачьего круга. Это высший орган управления у казаков. То есть   все решалось и решается  коллегиально.  Хотя  музыканты  признались, что   по крови и предкам   их нельзя назвать казаками. У кого-то далекая родня, но у  большинства в предках казаков нет.

«Иногда нас упрекают – ну вы играете в казаков, нарядились вот…  И спрашивают, за какое вы казачество, белое или красное? Какую казачью  организацию  поддерживаете в том или ином городе?  Но мы не за белых или за красных, а за русских людей – их музыкальное   наследие принадлежит  всем  россиянам», - убеждены исполнители казачьих песен. 

Они регулярно ездят  выступать в зону  СВО,  в казачью бригаду «Терек». Там  тоже далеко не только потомки казаков  сражаются за Россию.

В конце концов, дело  не в крови, а  в вере,  духе и традициях.   

Песенный материал также  собирается  в фольклорных экспедициях. Участники ансамбля стараются максимально точно следовать старым традициям казачьего пения, бережно сохраняя распев и диалект оригинала. Раньше записывали на бобины, магнитную пленку.  Теперь с этим проще, все оцифровывается. И причем спето лишь процентов десять собранного материала.

«Петь казачьи песни будут еще десять поколений вперед», - говорят члены «Казачьего круга».

Они любят приезжать на Алтай, выступать здесь, особенно на Дне народного единства и  День России на Бирюзовой Катуни. Кстати,  с теплотой и уважением отзывались о песенных традициях тулатинских казаков.

Среди них есть и уроженец Алтайского края. Илью Чекунова родители увезли  в Москву в четырехлетнем возрасте. Он много где работал, жил в разных странах. И вот нашел себя в фольклорном коллективе.

 

Из бабушкиных сундуков

Также на концерте мне понравилось выступление  фольклорного  ансамбля  «Читинская Слобода» из Забайкальского края. Встретила и своих знакомых  из  фольклорного ансамбля «Стрела» из краевого колледжа культуры и искусств.  «Стрела»   также стала  участником этого масштабного события. Ансамбль представил мужской перепляс под сопровождение традиционных музыкальных инструментов, таких как бубен, ложки, скрипка и гармонь.

Я уже писала про этот коллектив, который семь лет проводит акцию «Хожу в русском». Ребята выходят в народных костюмах на улицы краевого центра, поют песни и частушки.

«Всю одежду ребята ткут и шьют сами. Пояса, сарафаны, порты, рубашки, - рассказывает руководитель «Стрелы» Елена Николаевна Эйнхольц. -  Это реконструкция того, что мы находим в экспедициях по дальним уголкам Алтая – в бабушкиных сундуках. Отголоски культуры переселенцев и старообрядцев. Мы эти вещи  полностью копируем. Долго ищем ткани, иногда на маркетплейсах, иногда из Индии и Америки заказываем. Они должны быть качественной, ведь ткани наших предков  - стойкие, яркие, цвет держат  и по сей день. Долго шьем и ткем, иногда по полгода.   Там же, в дальних селах,  записываем и песни.  И каждый раз находим новые.  У нас много свадебного материала из Третьяковского и Петропавловского районов края.  Недавно сделали реконструкцию рекрутского обряда, записали казачьи песни, много частушек».

Так музыканты и исследователи фольклора разных поколений собирают песни, которые пели наши предки, исполняют их, записывают на цифровые носители. Это наши корни, наша культура и традиции. В этих песнях – история народа и его душа. И через песни энергия и опыт предков передается нашему поколению.

Алиса Носова

06.11.2024