Ученики псковской ШМЖ узнали, кто из псковичей и зачем строит на зиму шалаши
Ученики псковской Школы межэтнической журналистики побывали в синагоге и выяснили, почему правоверные иудеи к зиме начинают строить у себя на дачах шалаши. А также узнали, кто и зачем разместил в здании, где сейчас находится Правительство Псковской области, казарму для еврейских сирот. И для чего князю Потёмкину понадобилось создавать эскадрон «бородатых еврейских казаков в лапсердаках» – «Израилевский полк».
Председатель Псковской еврейской общины Роман Каган показал начинающим межэтническим журналистам, где в Пскове хранится Тора – священный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева, а также рассказал про иудейские праздники. И конкретно – про то, как псковские иудеи отмечали недавно Суккот или Праздник кущей, он же Праздник собирания плодов, во время которого полагается строить шалаши.
Делается это, объяснил Роман Каган, в память о скитаниях евреев в пустыне и символизирует веру иудеев в то, что Бог убережёт их даже в шалаше, если они ведут праведный образ жизни и выполняют все его заповеди.
Известный псковский краевед, бывший лектор The Jewish Agency for Israel, участник проекта «Клеймс» Олег Фёдоров в свою очередь рассказал ученикам Школы межэтнической журналистики, как в Пскове 200 лет назад появились евреи и почему это связано с военной историей города.
Оказывается, первыми псковскими евреями были кантонисты – призванные на обязательную военную службу, согласно указу Николая I от 26 августа 1827 года, еврейские дети. А поскольку здание псковского «Дома Советов» одно время принадлежало военному ведомству, то там этих кантонистов и селили.
Олег Фёдоров объяснил, что существовала квота для еврейских общин на кантонистов (10 рекрутов с каждой тысячи мужчин ежегодно), и что это привело к появлению таких слов, как «хапер» и «пойманник». «Хаперами» называли тех, кто охотился на детей, назначенных в рекруты, а те, соответственно, становились «пойманниками», если родителям не удавалось спрятать их от воинской повинности.
Нередко «пойманниками» оказывались дети младше 12 лет. Но многие из них смогли сохранить иудейскую веру до старости, даже несмотря на то, что в российской армии их старались обратить в православие. Как еврейские кантонисты ухитрялись оставаться иудеями в армии – неизвестно. Но некоторые догадки на этот счёт у Олега Фёдорова появились после того, как у него в руках оказалась интересная старинная реликвия – крошечный тфилин (кожаная коробочка с отрывками из Торы), изготовленная явно для маленького ребёнка.
Он показал этот тфилин студентам, и рассказал, где можно почитать про кантонистов вообще и про псковских кантонистов в частности.
05.11.2024