Серьги – вместо змей, бирюза – от духов
На последней лекции наш наставник Светлана Михайловна говорила, что к интервью надо обязательно готовиться и чтобы не выглядеть глупо, а тем более, не вызвать неприязнь у респондента, необходимо поискать как можно больше информации об интервьюируемом, роде его занятий и интересов. Планируя встретиться с художником-прикладником Галиной Ушановой, погрузилась в мир калмыцкого ювелирного искусства. Открыла для себя массу интересного, чем спешу поделиться с вами.
Оказывается, ювелирные изделия выполняли у калмыков различные функции. Украшая человека и его одежду, они показывали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать. Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и прекрасно разбиралась в драгоценностях.
Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, сглаза и других неприятностей. Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Из поколения в поколение передавался миф, если женщина не будет носить серьги, то в загробном мире на её ушах будут висеть змеи, поэтому с самого детства девочкам прокалывали уши. В юном возрасте калмыцкие девушки носили небольшие изделия из серебра, иногда золота, а подрастая, меняли их на крупные висячие серьги, нередко украшенные пятью красными камнями - символом пяти чувств. Особенно ценились изделия с подвесками, поэтому о женихе часто говорили: «Он так любит свою невесту, что подарил ей серьги с подвесками».
Калмыцкий этнограф Геннадий Корнеев отмечает: «Самым популярными были висячие серьги с особым калмыцким замком. Преимущество этого замка было в том, что во время скачки на лошади, этот замок практически не расстегивался, а если и расстегивался, то серьга не выпадала из уха. Изготавливались они из серебра и очень редко из золота (золото считалось плохим металлом), украшались различными декоративными элементами, инкрустировались бирюзой, кораллами, яшмой и другими доступными драгоценными камнями. Иногда на них изображались священные символы, призванные уничтожать злых духов, донимающих женщин».
В целом, серьги у калмыков могли отличаться в зависимости от достатка семьи по инкрустации, размеру и металлу, но неизменно были у всех. Даже допускалось, что человек может обнищать, но с украшением расставаться не должен. Так, одна старинная калмыцкая поговорка осуждает поведение пьяницы, который «напивается до такой степени, что может потерять серьгу» («Эн аркинчи сиикан геетлань арьк уудг»).
Калмыцкие мужчины тоже носили серьгу, но в одном ухе — левом, при этом право на украшение имел только женатый человек. Форма серьги также отличалась от женской: это было золотое или серебряное кольцо, зачастую украшенное жемчугом или серебром. Только мужчины, к слову, могли носить опал.
От злых духов и сглаза охраняла бирюза, которую в украшениях сочетали с алмазами, также как и изумруды. Камнем здоровья считался янтарь, причем изделия из него нельзя было носить ниже уровня сердца. Ниже пояса запрещалось носить изделия с «красными глазками» - «улан нудта». Полудрагоценные камни черного цвета калмыки не носили, избегая черного цвета как символа зла, несчастья, беды.
Даяна Бембеева
04.11.2024