К истокам и источникам

К истокам и источникам

В эти выходные слушатели ШМЖ  отправились в этноэкспедицию   в край молодых озёр. Так романтично переводится с тюркского  название районного центра Яшкуль. В поисках впечатлений мы ездим в Турцию, Египет, Узбекистан, а, оказывается, в ста километрах от Элисты просто рай для жадных до впечатлений туристов и начинающих этножурналистов.

Мы поджигали воду в артезианских источниках, снимали сайгаков- ровесников мамонтов, катались на бактрианах и общались с этническими монголами. И это было просто потрясающий уик-энд, который  вместило так много открытий для меня в один день, что, видимо, в одну статью не уложусь. Поэтому начну, пожалуй, с главного для меня открытия – монгольских кочевников в калмыцкой степи.

Оказывается, несколько лет назад племзавод «Кировский», располагающийся в Яшкульском районе,  пригласил на работу монгольских скотоводов. Разводить скот и ухаживать за ним – очень тяжелый труд  от зари до заката, без выходных. Снег, дождь, жара - не важно. Нужно выгнать в степь животных и загнать обратно, проследить, чтобы не потерялись, чтобы были сыты и напоены, чтобы не заболели. Роды, стрижка, отбивка ягнят... В общем, немногим современным молодым людям такое занятие по душе, к тому же в степи, без Wi-Fi м гаджетов. Местные жители предпочитают «городские» профессии. Поэтому Глава поселения лично съездил в Монголию и привез потомственных скотоводов-кочевников.

Одной из причин, почему монголы приезжают заниматься скотоводством в Калмыкию – это возможность дать образование детям. Если старшее поколение не так хорошо знают русский язык, то дети прекрасно владеют обоими языками. Гостеприимно встречавший нас Адьяхуу Галбадрах, как выяснилось, студент нашего же вуза. Он ненамного старше нас по  возрасту, но уже такой основательный, уверенный парень. Сейчас он за Главу семьи, потому что отца в прошлом году не стало вследствие несчастного случая. Его сестра Алтанхундага учится на стоматолога в Московском мединституте им. Сеченова. Сестренка Ариунбоор уже на втором курсе Элистинского медколледжа. Младший брат  в 11 классе  Яшкульской средней школы. Они пока ещё не решили, останутся ли в Калмыкии или вернутся на родину, где очень высоко ценится российское образование.

 Адьяхуу намерен продолжить дело отца. Он учится на ветврача, и своих животных лечит сам. А их у него немало. Сейчас в табуне Адьяхуу сотня верблюдов - бактрианов. Также семья занимается разведением овец и коз, в их отаре около трех сотен мелкого рогатого скота. Когда Адьяхуу  уезжает на занятия, в хозяйстве заправляет его мама Тогтох. Очень милая, приветливая женщина (на фото 2). Удивительно, но тяжелый ежедневный труд и непростые погодные условия не сказались на внешности Тогтох. Она выглядит намного моложе своих лет. Поначалу мы приняли её за сестру Адьяхуу.

Монголы живут по своим обычаям и традициям, но идут в ногу со временем. На юрте установлена солнечная батарея, ее энергии хватает на лампочку вечером и на зарядку телефонов. К слову, кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган. Ну да, обтекаемая форма, лучше аэродинамика. У наших предков и соплеменников, с физикой  все в порядке.

Я впервые был в жилой юрте, и на меня она произвела какое-то магическое воздействие.  Как будто какой-то генетический код сработал, на душе было очень комфортно и не хотелось уходить. Вообще в юрте   чисто, опрятно и уютно.   В центре юрты  - буржуйка. Топят ее, кстати, самым доступным в степи топливом - кизяком. Правильно высушенный, он дает жара не меньше, чем уголь, и при этом совсем не чувствуется неприятного запаха. Нас накормили бараниной с картошкой. Хозяйка налила всем монгольского чая. Он один в один с джомбой – калмыцким чаем. Именно такой, какой варила моя ээжа ( бабушка). И борцоки такие же, как у ээжи. Всё, я понял, почему не хотелось уходить. Я на какой то миг как-будто бы вернулся в детство, хотя мы и не жили в юрте, но еда у моей бабули на вкус была именно такая, невероятно вкусная!

И вот именно в этой обстановке вспомнилось всё, чему меня учила ээжа. Необходимо принимать угощение двумя руками, и первую каплю джомбы подарить небу специальным жестом большого и безымянного пальцев. Не начинать трапезу раньше хозяина. Заходить в дом, перешагивая порог. У калмыков много обычаев и табу. В городе как-то пренебрегаешь этими,  как нам кажется, условностями, но тут почему-то я всё это проделывал машинально и получил одобрение от хозяина стойбища, который назвал меня настоящим монголом.

Владислав Басангов

04.11.2024

.