Этнограф Тимофей Молданов - о мифах и реальности праздника "Пупи як"

Этнограф Тимофей Молданов - о мифах и реальности праздника "Пупи як"

В культуре хантов медведь считается священным зверем, поэтому праздник в его честь имеет особое значение. Традиционно народ считал, что убитый косолапый остаётся «живым» и сам приходит в гости к охотникам. О нюансах обряда рассказал этнограф, кандидат исторических наук и глава Окружной школы медвежьих игрищ Тимофей Молданов.

«Пупи як» (с хант. «медвежья пляска») — ритуальный праздник, который проводится по случаю добычи животного.

По словам этнографа, в мировоззрении коренных жителей Севера он не просто лесной житель, а небесное существо и родня. Встретив в лесу, человек воспринимает медведя как умершего родственника, которого следует «пригласить в гости» (добыть).

Зверя везут в стойбище, делая по пути остановки на всех священных местах.

Праздник предваряется процедурой гадания на медвежьей голове: только в случае если «гость» соглашается на проведение игрищ, хозяева стойбища определяются с датой их проведения.

На праздник в его честь съезжаются родственники, жители селения или близлежащих стойбищ, исполнители священных песен и танцев. Голова животного помещается в правый (священный) угол дома и обряжается: на глаза и нос кладут монеты, надеваются бисерные украшения, когти украшают кольцами, а сверху накидывают платок, рассказал Тимофей Молданов.

Основная схема самой церемонии неизменна на протяжении многих веков: праздник обычно начинается ближе к вечеру и длится пять ночей если добыт самец, и четыре — если самка. Люди подносят «гостю» подарки и угощения и исполняют более 200 «номеров»: песнопений, танцевальных этюдов и кукольных представлений, пантомимных сценок и диалогов.

Интересно, что все роли на игрищах исполняют мужчины, обряжаясь в разные костюмы и надевая маски, ведь медведь не должен видеть лиц участников праздника. Единственное место, где женщина не только может, но и обязана показать себя — это женский танец, который исполняется каждый день по окончании цикла «звериных (медвежьих) песен».

«В заключительную ночь проведения игрищ одним из последних божеств вызывается Ас Тый ики (с хант. «мужчина с истоков Оби»). Его приход предвещает окуривание помещения, а также постановка на стол металлических тарелок (раньше обские угры пользовались серебряными, и одна из таких хранится сегодня в Эрмитаже)»,

— говорит Тимофей Алексеевич.

Последняя ночь Медвежьих игрищ отличается от предыдущих — это время, когда приходят великие духи. В их песнях звучат наставления о том, как людям нужно себя вести, какие необходимо проводить священнодействия, чтобы сопутствовала удача в промыслах, чтобы были здоровы их дети и близкие. Все песни заканчиваются пожеланиями мальчиками и девочкам ровной дороги и счастливой жизни.

Медвежьи игрища — особое пространство, противоположное обыденному, мирскому. За время проведения праздника перед присутствующими предстает весь хантыйский мир: от сотворения до наших дней.

Текст: Ксения Усанова

Фото: Ксения Усанова с помощью нейросети «Шедеврум»

3.11.2024