Между небом и человеком

Между небом и человеком

Марийцы – коренной народ России, который продолжает сохранять старинные традиции и передает опыт новому поколению. Но почему марийцев до сих пор называют «язычниками» и для чего им нужны Священные рощи? Давайте разберемся.

О верованиях

Марийцев, в основном живущих в Марий Эл, часто называют «последними язычниками». Марийский народ такое высказывание не признает и обижается, хотя  их традиционные моления и жертвоприношения в Священных рощах имеют именно языческие корни. Это важный древний марийский обряд. Как и в древние времена они молятся пяти богам: Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог; Курык-Кугыза - «Горный Старик»;  Мер-Юмо - бог-покровитель марийцев; Шочын-Ава и Мланде-Ава – боги земли.

Что такое священные рощи и для чего они нужны?

Священные рощи – уникальные историко-культурные памятники народа Мари. Их осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь «кюсото» (так называются священные рощи). Они встречаются гораздо чаще, чем православные церкви.  

Располагаются они обычно недалеко от деревень на возвышенных местах. Часто посреди поля в виде зеленого островка. Обычно рощи занимают площадь до одного гектара. Главным местом силы считается дерево «онапу». Оно служит проводником между миром земным и божественным. Вокруг также можно увидеть много берез – символ чистой природы. Находятся такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна.

Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари, устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами. Там разводится огонь. На ветвях дерева вешают полотенца или платки, их назначение верующие не разглашают. Рядом висят котлы для приготовления ритуальной пищи.

Как проходят моления?

Первый этап – жертвоприношение. Приносят животных в жертву: гусей, кур, коз, овец. Зажигаются свечи, сделанные своими руками (запрещается пользоваться церковными свечами). После молебна следует трапеза. Очень много трехэтажных блинов и лепешек.  

Таких рощ, где проводятся моления, на территории республики несколько:

Ош куэр – Куженерский район,
Шурното – Куженерский район,
Чокмото – Советский район,
Саваран ото – Новоторъяльский район,
Купран ото – Сернурский район.

Важно!

Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь пьянство, и мусор, в рощах действительно чисто. Место молебна марийцы не разглашают, и только время всегда известно заранее - на определенной фазе Луны. В каждой роще молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне - никогда при убывающей.

Постороннему человеку на молебен надо ехать с сопровождением, так как в кюсото много правил, которые нельзя нарушать.

Вот так, небольшой по численности народ сохранил обычаи и обряды, связанные с природным и жизненным циклом. Их кредо – сдержанность и умеренность в обращении с окружающим миром. И это гордость марийского народа!

Текст и фото: Дарья Кукушкина

1.11.2024