Верность своему слову

Верность своему слову

На днях слушатели Школы межэтнической журналистики посетили Межрегиональный финно-угорский центр этноправоведения. За круглым столом ребят собрала весьма интересная тема для разговора. «Этнокультурное многообразие региона и РФ. Особенности освещения межэтнических тем в СМИ. Нужны ли специальные знания и навыки журналисту?» на эти и другие вопросы отвечала профессор кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института МГУ им. Н.П. Огарева Юлия Николаевна Сушкова.

 Юлия Николаевна – человек с потрясающей энергетикой, в ней столько харизмы, ума, душевной доброты и света. Эта женщина очень хорошо владеет ораторским мастерством. Поэтому, слушая её лекцию, сначала невольно переносишься во времена мудреца  Герадота, а  после переносишся  в  современные реалии нашего времени. Слушать и слышать этого человека – значить видеть весь колорит  мордовского народа,  чувствовать, как сквозь нити времен  переплетались те или иные судьбы,  слышать голоса предков и звон монет, украшающих  традиционные костюмы эрзянских и мокшанских женщин.

В конце беседы спикер и слушатели обсудили важную и интересную тему по этноправу мордовского народа, много говорили об обычаях и традициях  канувших в лету времен. Основные тезисы, подчеркнутые из лекции Юлии Николаевны, на мой взгляд, очень  актуальны для нынешнего поколения, которое интересуется историей своих предков.

Этноправо мордвы – это система юридических неписаных норм, регулирующая брачно-семейные, наследственные, договорные, обязательственные, имущественные, трудовые, земельные, уголовные и другие общественные отношения. 

Одной из форм общинного правосудия был мирской сход. Здесь решались самые важные вопросы.   Кстати, на сходах, при различных голосованиях, мордва не поднимала голые руки, голосовали в холщовых рукавицах.  «Верность своему слову» - вот что важно для эрзян и мокшан. При клятве мужчины держались за косяки – символ того, что дело будет исполнено по слову.

В сфере брачно-семейных отношений обычным правом определялись условия и формы заключения брака, способы его расторжения, формировались принципы установления отношений между отдельными членами семьи в зависимости от их социовозрастных характеристик. 

Важно отметить, что отношения в мордовской семье основывались на принципе строгого подчинения детей воле родителей. В то же время всесторонняя забота о ребёнке была не только нравственным долгом, но и юридической обязанностью родителей. 

Также Сушкова отметила, что основой имущественных отношений в мордовской семье в конце XIX — начале XX века являлись две формы собственности — семейная и индивидуальная, главным образом женская. Например, в отличии от русской женщины при разводе с мужем (что, конечно, являлось редкостью) мордовка забирала своё имущество, которое хранилось в «паре» (сундуке). «А там было целое состояние, - отмечает Юлия Николаевна, - это и богато вышитая одежда, и дорогие украшения, часто серебряные, а бывало и из «сырне» (золота). Это было имущество женщины, и оно принадлежало только ей».

Хотя женщина находилась в трудном положении. Особенно ограничения начинались при выходе замуж. В новой семье запрещалось показываться с распущенными  волосами, нельзя было показывать голые ноги. Всё это делалось, дабы не привлекать мужчин, а их в семье было много – это и свёкор, и братья мужа. И тут тоже проявляется мудрость.

Юлия Николаевна объяснила юным журналистам, что взявшись за этнотему, нужно четко понимать – это дело очень ответственное. Журналист должен много знать, интересоваться, изучать историю и быт того народа, о ком он собирается писать, рассказывать. Участники школы межэтнической журналистики  остались под приятным впечатлением и унесли с собой целый багаж знаний про коренной народ региона – эрзян, мокшан, русских. «Мордва – неотъемлемая частичка многонациональной России, - отметила в конце беседы профессор Сушкова, - и так будет всегда».

Алёна Артемьева

01.11.2024