"Семерых с ума свела – восьмого собираюся!"

"Семерых с ума свела – восьмого собираюся!"

Барнаульцы уже привыкли, что раз месяц на улицах города появляются парни и девушки в русских народных костюмах, играют на традиционных инструментах и поют народные песни. Веселые и грустные – от частушек  до плачей.

Кто-то начинает подпевать, другие интересуются, где записаны песни и пускаются в воспоминания. Некоторые начинают плакать и обниматься. Водители одобрительно сигналят и машут из машин руками. Бывают и те, кто обзывает ряжеными и цыганами, но таких за восемь лет было очень мало. В основном говорят спасибо и советуют продолжать не забывать о корнях и традициях. Народный фольклорный ансамбль «Стрела» на протяжении восьми лет активно реализует акцию «Хожу в русском». Ребята учатся в колледже культуры и искусств, так что для них это учебная практика. А еще состояние души, семейная  традиция, ведь ансамблю уже 28 лет, и сейчас в коллективе  - дети первых его участников.

Вот и 10  октября центральные улицы  Барнаула стали свидетелями этого яркого  события. Ребята в традиционных костюмах Алтайского края, с музыкальными инструментами в руках и задорными частушками, прошлись по городу, неся с собой дух нашей культуры и знакомя жителей с богатым наследием края.

А через неделю они приняли участие в записи программы братьев Заволокиных «Играй, гармонь любимая!» для Первого  канала.

«Всю одежду ребята ткут и шьют сами. Пояса, сарафаны, порты, рубашки, - рассказывает руководитель «Стрелы» Елена Николаевна Эйнхольц. -  Это реконструкция того, что мы находим в экспедициях по дальним уголкам Алтая – в бабушкиных сундуках. Отголоски культуры переселенцев и старообрядцев. Мы эти вещи  полностью копируем. Долго ищем ткани, иногда на маркетплейсах, иногда из Индии и Америки заказываем. Они должны быть качественной, ведь ткани наших предков  - стойкие, яркие, цвет держат  и по сей день. Долго шьем и ткем, иногда по полгода.  

Там же, в дальних селах,  записываем и песни.  И каждый раз находим новые.  У нас много свадебного материала из Третьяковского и Петропавловского районов края.  Недавно сделали реконструкцию рекрутского обряда, записали казачьи песни, много частушек».

В колледже культуры и искусств  на базе собранного материала провели  конкурс «Песни моего рода».

«Студенты получили задание узнать музыкальные традиции и любимые песни своих родителей, бабушек, прабабушек, как отмечали праздники, проанализировать, как изменился репертуар и элементы праздников,  и все это ярко представить», - рассказала преподаватель Клавдия Вяткина.

- Моя прабабушка, Зинаида Григорьевна Бердова, была первой песенницей на деревне, - рассказала студентка 3 курса Екатерина  Бердова. – Жила она  в селе Стародраченино Заринского района. Пела и лирические песни, и частушки. Бойкая была женщина.

 

Вот и частушку помню в тему:

«Бойкая, бойкая, бойкая

Кобылиночка.

С малых лет ты не толстела,

А теперь тростиночка!»

 

Или еще такая:

«Говорят, что я бойка -

Я не отпираюся!

Семерых с ума свела –

Восьмого собираюся!»

И мама Екатерины, по словам дочери, тоже женщина  яркая, бойкая, любит пошутить. На конкурсе девушка с подругами исполнила ее любимую лирическую песню «Ой, как жар горит во клетке». Песня в свое время была записана в селе Тулата Чарышского района.

Кате вообще нравится народное творчество. Заринский район богат наследием переселенцев. В экспедициях она узнает и записывает новые песни, лирические, свадебные, частушки, хороводы. Все это будет проанализировано  в ее выпускной научной работе.  А пока студенты  с успехом выступили в Москве , на Свадебном фестивале, который прошел  на ВДНХ, вели мастер-классы по народным традициям, показали традиционную свадьбу  жителей села Екатерининское Третьяковского района. А также на основной площадке представили танец «Во саду ли в огороде».

В реконструкции свадебного обряда Катя Бердова сыграла роль матери, исполнила плач, причитания, ведь отдать дочь замуж, в другой дом – довольно грустная история:

«Мы показали немало интересных обрядов традиционной свадьбы – например, когда брат невесты продает ее косу. И нужно было сброситься и заплатить. Вообще переход от грусти к веселью – важный элемент такой свадьбы. Я заметила в ходе фестиваля, что традиционная свадьба набирает популярность. Мы увидели коллег из других регионов, которые показали бурятскую свадьбу, тувинскую.  Много своего, самобытного. Например, там невеста перешагивает в дом через веревку, а у нас нужно ее через порог на руках перенести. Но везде все это направлено на пожелание любви, счастья и здоровья», - резюмирует Катя.

А у Мадины Курбановой семья межнациональная:  мама – русская, отец – азербайджанец. Причем папа с 15 лет жил в Грузии, и взял оттуда немало грузинских песен. Любимая – «Облака». Она сама знает несколько и грузинских, и азербайджанских песен. И Новый год в семье отмечают в канве  как русских, так и азербайджанских традиций. Папа всегда готовит долму и пахлаву.

Третьекурсница Вера Соколова – из семьи педагогов:

«Бабушка любила песни Булата Окуджавы и Муслима  Магомаева. Мама – музыку из фильма «Ирония судьбы», песни о труде, родине и любви. Когда слушаю советские песни, мне они тоже очень нравятся. Я не жила, конечно, в те времена, но возникает как бы чувство ностальгии… В мире, где глобализация часто стирает границы и нивелирует уникальные традиции, важно помнить о своих корнях и национальной идентичности»,  - уверена студентка.

 

Инна Мерц

Фото из архива ансамбля «Стрела»

22.10.2024