Не пустой звук

Не пустой звук

 Как в Сибири сохраняют народную музыку и делают для нее инструменты, рассказали,  сыграли и спели  в Доме народов Алтайского края  рамках  VII конкурса исполнителей на народных инструментах «Алтай. Музыка. Традиция». 

Воскресный  день удался на славу – я окунулась в мир  музыки разных народов. От трещоток до гуслей. Послушала всенародно признанные  аккордеоны, русские  балалайки и армянские барабаны, алтайский  топшур.   Полюбовалась самими инструментами, которые извлекают дивные,  волшебные звуки.  А началось все с ожившей легенды и исполнения мечты. 

И смех, и плач

Несколько лет назад я отдыхала в Горном Алтае и там услышала красивую, но грустную историю. В давние времена жил один богатый и своенравный человек. Было в его табуне много красивых, сильных лошадей, и присматривал за ними молодой пастух. Как-то раз кобыла, родив жеребенка, умерла. Пошел пастух к хозяину и сказал об этом, а тот приказал убить жеребенка. Но пастух пожалел его, укрыл и выходил. Вырос жеребенок в сильного и статного коня. И тут как-то  на  празднике пришел он первым на скачках, обойдя лучших скакунов хана. Велел хан разузнать, кто хозяин этого удивительного жеребца. А как узнал, пришел в ярость от ослушания и велел  сбросить коня на острые камни. Было это исполнено. Заплакал пастух над телом коня, но вдруг услышал он голос: «Что ты плачешь обо мне? Лучше возьми волосы из моей гривы, натяни их струнами, играй и пой, и пусть с музыкой выливаются и горе твое, и радость». Сделал так пастух, и получился инструмент икили. В  его  звуках  слышны и смех, и плач.

Я мечтала взглянуть на этот инструмент. И вот мечта сбылась.  Икили делает удивительный мастер из Горного Алтая Денис Фуршатов. Делает в пыльном,  покрытом стружками гараже в селе Майма. А в Барнауле  в рамках музыкального конкурса как раз организована его выставка.   Денис на самом деле  не очень хороший рассказчик, но за него говорят  все 119 сделанных им  инструментов  – словно выточенные из огромной коряги икили,  топшуры, флейты.  Причем  они  все разные, и каждый   напоминает  фантастических животных. Мастер понимает душу дерева, дарит  инструменту неповторимый образ и волшебный звук. Он использует  кедр, сосну, ель, лиственницу, пихту, дуб, бук, маньчжурский орех, красное дерево, венге и палисандр. Это часть природы Горного Алтая, его мифов и легенд, народного уклада и  традиций.

Слушаю Дениса – и вспоминаю шум своенравной реки Катунь, крик хищной птицы, шорохи и стоны неведомых животных…. Икили  -  традиционный алтайский  смычковый инструмент с корпусом в форме плоского эллипса, который выдалбливается вручную. Для игры  используется смычок в виде лука, который создает тихий и нежный звук.

 Денис  когда-то делал отличную мебель. Но даже это получалось  у него с фантазией. Но столы и кресла не могли звучать, и он переключился  на  инструменты.  Мастер и сам  играет. Вначале звучит что-то этническое, а потом узнаю мелодию песни  «Вставай, страна огромная»… Он говорит, что  похожих друг на друга изделий у него  не найти — у каждого свой характер и уникальное звучание.

Творить волшебство

А потом новосибирец Сергей Адаменко погрузил нас в удивительный мир русских гуслей. Есть версия, что слово «гусла» значит «струна», а корень «гу» означает движение и звучание одновременно, звучание в движении. Отсюда «гулять», «гудеть».

Адаменко - мастер и музыкант. Мастерскую оборудовал на лоджии в городской квартире. Работать с деревом полюбил еще со школы.   На уроке труда выточил  деревянные толкушки и подарил их бабушке. Позже  сделал круглый стул для гитариста.  Попробовал по картинке сделать свирель, но  ничего не получилось:

 -  Это я сейчас знаю, как его сделать. А тогда я просто пытался из куска дерева сделать всё сразу.

Гораздо позже, уже работая в ансамбле, Сергей  увидел традиционные гусли «Авдоши». Взял в руки, перебирал струны и был поражён. Струны из сплава с бронзой звучали с поразительной теплотой.  

- Но тогда я ещё не думал осваивать гусли, а тем более делать их. Если это и была любовь с первого взгляда, то она не была стремительной, - признался мастер.

Сергей показывает разные гусли.  Есть похожие то ли на лапти, то ли на ступню Снежного человека. Разная форма – разное звучание. Он и призывает алтайских музыкантов играть на гуслях, чтобы разнообразить  свою музыку.

— Вот   смычковый псалтериум, сочетание несочетаемого, потому что это щипковый инструмент. По легенде, играя на псалтериуме, царь Давид пел псалмы. Но вообще корень «псалт» по-гречески означает «щипок». То есть все гусли, все лиры — это псалтериумы, это их общее название. На Руси псалтирями иногда называли шлемовидные гусли.

Дальше нам показали  крыловидные гусли, по форме они  напоминают крыло. Струны на таких гуслях  располагаются веером. Достаточно шести струн, чтобы играть популярные  наигрыши.  А  в ансамбле Сергей играет  на 10-струнных гуслях. Принцип игры  -  противоположный фортепьяно. Пальцы ставятся на струны, которые не должны звучать в аккорде. Но звучание струны, прижимая её, изменить нельзя.

Звончатые гусли — это академический инструмент, у них различают сопрано и альт.  Затем мастер поднял над головой нечто, и стал похож на Наполеона.

 -  Шлемовидные гусли,  - объявил он.  -  Пока я сделал только один такой инструмент.  Точно не известно, у кого они впервые появились — у русских или у поволжских народов. Но Садко или Бояна традиционно изображают именно с таким инструментом.

Здесь больше струн — 18, и они уже  не веером, а параллельно друг другу. Техника исполнения на шлемовидных гуслях — в основном щипком, хотя, конечно, можно и бряцать. Левая рука тоже участвует в извлечении звука, а не просто глушит струны.

Самый первый наигрыш, который осваивают на гуслях — это «Барыня», его многие сразу узнают, когда услышат.  Но можно играть, например, песни русского рока, классический квадрат аккордов сыграть несложно, а можно сочинять что-то своё, импровизировать.

 - Пытаться повторить, сделать два абсолютно одинаковых инструмента — вот чего я боюсь больше всего,  - признается Сергей. -  Я боюсь заказов, на самом деле. Мне больше нравится, когда я делаю инструмент, а уже потом для него находится хозяин.

Гусли делают из самых разных пород древесины — это могут быть сосна, ель, клён, ольха, лиственница, берёза, даже осина. И звучат все они по-разному. В основном для корпуса использует  сосну, а для верхней деки — алтайский кедр. Но дело  не в материале, из которого сделан инструмент. Важно то, как он сделан.

- Я   верю в то, что, если полость гуслей выбрать не фрезером, а выдолбить вручную, инструмент приобретает совершенно другие свойства. Во время выдалбливания дерево вибрирует, инструмент настраивается особым образом. Всё дело в работе мастера. Это он привносит в дерево частичку себя. Это мастер творит волшебство. И доска начинает петь. Самые сложные в изготовлении инструменты -  колёсная лира и скрипка. Бывает,  не всё устраивает в конечном результате. Обычно  первые инструменты с «детскими болезнями». И они зачастую у меня остаются. Есть умельцы, которые на гуслях пытаются играть рок, рок н ролл и попсу, и кое-что у них полуучается. А на шлемовидных я играл фантазию на четыре ноты. Это тоже  современная музыка, но к какому-то жанру ее сложно отнести.

На сцену потянулись желающие  поиграть на гуслях. Зазвучала тихая мелодия. Кто-то сыграл «Барыню». Кто-то пытался  изобразить что-то современное.

Жить и бороться

А потом был конкурс. И я окунулась в бесконечное многообразие этнической музки. Звучал топшур,  алтайские и казахские мелодии,  бодрые ритмы армянских барабанов и грузинские танцевальные мелодии на аккордеоне, ребята из фольклорного ансамбля «Лодка» колледжа культуры и искусств зажгли за лихим   исполнением поппури из русских народны песен.  Грустила скрипка, исполняя еврейскую «Тум-балалайку». Грустила она на пару с аккордеоном в руках братьев    Шпунт, Григория и Аркаши.  Григорию сейчас 15.  Когда ему было года три, он  увидел скрипку  на торжестве  и сразу влюбился в нее, ходил за скрипачом по пятам, копируя ручками его движения.   А потом пошел в музыкальную школу. И делает большие успехи, лауреат международных конкурсов.  Недавно на одном празднике исполнил вместе с музыкантом из Башкирии Хаве Нагилу – она на камусе, а он на скрипке. Это видео разлетелось по сети.

Никого не оставило равнодушным выступление Тимура Санина, студента института культуры по кафедре народного хорового пения.  Он исполнил на топшуре горловым пением   так называемое благопожелание, записанное в Горном Алтае, в далеком селе, где проживает  народ  теленгиты. Звучала  ритуально-обрядовая песня  в жанре дьанар-кожон. Это такой  формат алтайской музыкальной  культуры.  Песня  состоит из двух четверостиший.

 Тимур  с трудом поднялся на сцену на костылях. Он настоящий герой. Учась на 1 курсе,  ушел на СВО.   Выполняя очередное боевое задание,  был тяжело ранен и чудом остался жив. Тимуру пришлось пережить более десяти операций в госпитале имени Бурденко, чтобы сохранить ногу.

Народная музыка и традиции своего народа, признался Тимур, дают ему силы жить и бороться. 

Алиса Носова

21.10.2024