Удары бубна и перезвон колокольчиков

   Удары бубна и перезвон колокольчиков

Жители Барнаула могут познакомиться с интересной   экспозицией «Народ Хакасии, рождённый степным ветром». Она открылась в выставочном зале Алтайского государственного краеведческого музея. Экспонаты представлены Хакасским национальным краеведческим музеем им. Л.Р. Кызласова.

Мелодия шамана

Зрители  с интересом открывают для себя самобытную культуру хакасского народа,  разглядывая   200 уникальных артефактов -  от старинных пуговиц и детских сережек до подлинных шаманских костюмов, которые украшены множеством колокольчиков и мелодично звенят при малейшем прикосновении.  Концепция выставки состоит в том, чтобы представить уникальную культуру  как можно большим количеством предметов.

Шкатулки, солонки, туеса, кожаные орнаментированные фляги, конское убранство и многое другое. Каждая вещь неповторима, несет на себе – и в себе – печать авторского таланта и культуры целого народа с тысячелетней историей.

 Оригинальные и неповторимые хакасские музыкальные инструменты показывают самобытность народа и взаимосвязь его духовной культуры и образа жизни.

Декоративно-прикладное искусство представлено на выставке работами Николая Ачитаева, художника-резчика по дереву, и Владимира Лагодича, художника-графика, мастера декоративно-прикладного искусства. Их творчество продолжает национальные традиции древних мастеров.

Здесь можно увидеть традиционную одежду, повседневную и праздничную, предметы быта женской и мужской половины юрты, седла и конскую упряжь. И конечно, экспонаты, характеризующие духовную культуру хакасского народа – например, у нас представлены целых два подлинных костюма шаманов. На одном из них мы видим ленточки, перья птиц, а также ракушки каури – они были очень дорогими и попадали на территорию Хакасии по Великому шёлковому пути. И обязательным атрибутом был бубен, на котором изображена трехчастная модель мира. А у некоторых шаманов были даже крылья, которые они делали сами, как в той дальней витрине…

Не признают золота

Я узнала, что традиционное женское нагрудное украшение пого  характерно только для хакасов. На выставке оно небольшое, воссозданное современным мастером.  Но если мы посмотрим на старинные фотографии рядом, то увидим, что оно могло быть и намного больше. А если женщина была беременна, оно как бы брало на себя все внимание, чтобы ее не сглазили. Еще гости из Абакана рассказали, что хакасы любят серебро, но не признают золота, потому что его цвет у них связан со смертью.

О том, как именно использовались все эти предметы, собранные в разные десятилетия абаканскими музейщиками, рассказывают документальные снимки Степана Майнагашева – первого хакасского этнографа, ученого-тюрколога. В начале ХХ века он подробно запечатлевал быт и обряды своих соплеменников. На фотографиях можно увидеть внутреннее убранство юрты, приготовление к жертвоприношению Духу реки Абакан, портреты статусных шаманов в полном облачении, свадебные наряды хакасских девушек и многое другое.

По словам Аллы Зайцевой, сотрудницы Хакасского музея, оригиналы этих фотографий хранятся в собрании Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. «Вообще, многие предметы археологии и этнографии, связанные с историей Хакасии, сейчас находятся в Эрмитаже или Государственном историческом музее. У нас, конечно, коллекция поменьше, чем у столичных коллег, но все равно мы привезли сюда самое выдающееся и значимое», – улыбается Алла Анатольевна.

Все мы разные

Хакасский национальный краеведческий музей был основан на общественных началах в 1929 году. С конца 1930-х он участвует в научно-исследовательских экспедициях, которые пополнили фонды археологическими и этнографическими материалами. Сегодня в музее в Абакане хранится порядка 150 тысяч предметов и постоянно действуют шесть экспозиций. Так, «Древнее искусство Хакасии» представляет, например, каменные изваяния и плиты с петроглифами конца III – начала II тысячелетия до нашей эры и стелы с древнеенисейскими руническими письменами, а в разделе «Природа и этнос» можно увидеть аутентичное жилище хакасов и узнать о традиционных обрядах.

Говоря об идее такого обмена выставками, директор Алтайского музея Наталья Вакалова отмечает:

– Сегодня много говорят о самосознании, самобытности, о тех людях, которые живут в России. И мне кажется, что если мы научимся их узнавать, то будем жить абсолютно по-другому. Так что наша выставка о том, что все мы россияне, но все мы – разные.

Примерно о том же говорил на открытии экспозиции и замминистра культуры края Алексей Бочаров:

– Пусть и не имеем общей административной границы с Республикой Хакасия, но тем не менее мы соседи по Большому Алтаю, а все, что его касается, нам очень близко. Подобные выставки позволяют лишний раз увидеть, что Россия – страна огромного национального разнообразия, и в этом наша сила. Ну и надеемся, что мы также съездим с выставкой в Хакасию и покажем то, что есть в фондах Алтайского краеведческого музея.

Косметичка «изенджик»

Уже после посещения выставки с интересом прочитала работы хакасского этнографа В. Я. Бутанаева. Оказывается, у этого народа  женщина, имевшая округленные формы тела и лица, красные щеки, которые у поэтов сравнивались «с кровью, упавшей на белый снег», считалась настоящей красавицей! Широкая одежда дополнялась с двух сторон платками. Обычно под рукавами выходных шуб и халатов делались петли, куда привязывались большие шелковые платки с кистями на концах. На женских платьях с правой стороны делались карман. Карманы имели клапан и обшивались декоративной вышивкой. Вышивка очень красивая и повторяет природные мотивы, листья, цветы.

Женщины и девушки с двух боков халата под рукавами привешивали украшение в виде треугольных или овальных декоративных кошельков.

Вышитые кисеты (сумочки) привешиваемые по бокам одежды, употреблялись также вместо карманов. Для их изготовления основу из нескольких слоев материи скрепляли клейстером и покрывали черным плисом. Обе стороны лицевые, одинаково украшены. Верх обшивался каймой бордового или коричневого цвета. По боковым углам пришивались кисточки, а по нижнему краю прикреплялись снизки из мелкого коралла и бисера. Середина обычно украшалась тремя перламутровыми пуговицами или вышивкой растительного орнамента, а края обшивались радужной каймой.

Каждая женщина имела небольшую сумочку «изенджик» для ношения женских принадлежностей, типа косметички. Аналогичные сумочки «ушен-чик» бытовали у киргизов и сибирских татар. Если косметичка всегда с собой, то всегда можно было подкрасить красным щеки и быть самой красивой на любом празднике!

Так что выставка в полной мере отвечает духу хакасского уклада и характера – степь, ветер,  облака, горная гряда где-то далеко, звездное небо, бесконечность бытия, ритмичные удары шаманского бубна и  мелодичный перезвон колокольчиков.

Алиса Носова

Фото Олега Богданова

30/09/2024