Как подделать Китай, чтобы Европа завидовала

Как подделать Китай, чтобы Европа завидовала

Представьте себе: ваш друг привозит из Европы новый гаджет, какого вы в жизни не видали. Вы думаете, что это новейший китайский флагман, а его разработали и собрали под Лобней. Не верится? А ведь такое бывает.

«Если б наши так умели»

Богатый дворянин возвращается из Парижа в Москву. То один, то другой друг встречает его и просит скорее рассказать, что там интересного. Дворянин назначает дату, чтобы собрать всех вместе и показать им такое, от чего у них челюсть выпадет.

В назначенный день и час он, по-детски радостный, представляет эту драгоценную вещь на всеобщее обозрение. Это изящная черная шкатулка с блестящим лаковым рисунком на крышке. 

«Да если бы, братцы, наши так умели, — купались бы мы в золоте», - говорит один из приятелей этого богатого дворянина. А потом открывает шкатулку, а там на дне клеймо: «Москва. Федоскино».

Эту анекдотическую историю из забытой теперь уже книги о том, как лаковые шкатушки из России завоевали Европу в XIX веке, рассказал ученикам Школы межэтнической журналистики Сергей Михайлович Сидоров, руководитель творческой мастерской фабрики «Федоскино».  

Как оказалось, российские мастера делают такие лаковые шкатулки уже 228 лет. Эти шкатулки — продукт ручной работы, на изготовление одной может уходить полгода.  Изделия фабрики «Федоскино» в разное время были удостоены множества наград на всемирных, всесоюзных, всероссийских выставках, попадали даже в Книгу рекордов Гиннесса. Такие шкатулки не делают больше нигде в мире. А стоят некоторые из них подороже айфонов.  

Европейская китайщина

А ведь лаковая живопись пришла в Россию из Европы. В 1795 году Петр Коробов задумал делать лаковые козырьки для фуражек. Но вот беда, в России не было лака. Поэтому за ним и за соответствующими технологиями Петру Коробову пришлось ехать в Брауншвейг.

Сами козырьки тогда делали из моченой бумаги с клеем – то есть, из папье-маше. Этот материал был пластиком своего времени: прочный, податливый, он мог принимать любую форму, какую ему зададут. После войны с Наполеоном от французов в России остался картон. Оказалось, что он подходит для папье-маше ещё лучше, чем бумага, поэтому из него потом и стали изготавливать лаковые козырьки.

К 1819 году главой мастерской по изготовлению козырьков стал зять Коробова – Петр Васильевич Лукутин, и он решил делать не только козырьки, но и табакерки, да еще и расписывать их на манер европейских. Вот так на этих картонных табакерках появилась лаковая роспись: трактиры, дамы, сюжеты рыцарских романов и романтических новелл.

Казалось бы, при чём тут Китай? А при том, что сами европейцы позаимствовали эту технологию и стиль из Китая. Ведь лаковая живопись в Китае была известна еще в V веке до нашей эры.  К тому же в Китае росли особые деревья, из которых можно было получить лак. Вот китайцы и стали покрывать этим лаком расписную мебель.

Из Китая эта технология попала в Японию, Индокитай, Персию, Индонезию, а потом и в Европу. Европейцы были потрясены красотой восточных изделий, поэтому начали скупать китайский лак и пытаться создавать свои лаки. Ведь китайские лаковые деревья им никто поставлять не собирался, так что европейцам пришлось использовать в своём рецепте лака смолу иранской сосны и всякие другие ингредиенты со всего мира.

Сначала обрадованные европейцы делали лаковую мебель под китайский стиль – это называется «шинуазри», буквально «китайщина», а потом – по-своему, в стиле рококо. В Британии, Нидерландах и Франции мастера делали в основном лаковую мебель, а в Германии – всякие шкатулки и табакерки. Главная фабрика по производству табакерок как раз находилась в Брауншвейге, где и началась наша история.

Покорение Европы

Но потом мода на лаковые изделия в Европе прошла и предприятия по их изготовлению занялись новыми промыслами. А российские мастера не угомонились. Они продолжили делать лаковые шкатулки, да и стали продавать их зарубеж – туда, откуда позаимствовали.

А позаимствовали федоскинские мастера много чего из разных стран. Из Японии они позаимствовали использование в лаковой росписи золота и перламутра, из Англии – технологию папье-маше, из Германии – лак, из Франции – картон, а о Китае до сих пор напоминают цвета федоскинских шкатулок: красный – внутри, черный – снаружи, ведь китайские лаки давали именно такие цвета.

Вот только сюжеты российские художники стали изображать свои: рыцарские романы поменялись на русские народные сказки, рыцари – на купцов, сцены в тавернах – на посиделки у самоваров, дамы – на барышень, европейские пейзажи – на русские березки, католические и протестантские храмы – на православные. И однажды незадачливый дворянин из анекдота, с которого я начал это повествование, в поисках иностранных диковинок купил в Париже изумительной красоты лаковую шкатулку, которая оказалась привезена из России. 

В XIX веке фабрика в Федоскино процветала и не испытывала каких-то проблем. Наоборот, ей доставались медали и похвалы на всемирных выставках во Франции, Бельгии, США, а также на всероссийских – в Варшаве, Петербурге, Москве, и право ставить на изделия государственные гербы. Герб на изделии был высшей маркой качества, которую выдавал императорский дом.

Сергей Сидоров с любовью рассказывает о золотом веке фабрики под предводительством Н.А Лукутина. Покровитель искусств, почётный член Московского совета детских приютов, председатель Совета глазной больницы, в которой бесплатно проводили 10 операций для детей в месяц, директор филармонического общества, один из основателей МХТ – вот кем тогда был владелец фабрики лаковых шкатулок. Его общественная и благотворительная деятельность была огромна. «Если б все так содержали фабрики – в смысле для души, а не для денег, мы бы сейчас жили в замечательной стране…» - сказал Сергей Михайлович. И сразу спохватился: «Хотя страна у нас и так замечательная».

Век потрясений

Но все закончилось в 1902 году со смертью Николая Александровича Лукутина. Его вдова закрыла фабрику спустя всего два года.

Но через шесть лет десять бывших мастеров создали на том же месте организацию «Федоскинская трудовая артель живописцев» и возобновили промысел.

Однако в Первую  Мировую войну и после Октябрьского переворота России стало не до шкатулок. Но пережить это тяжелое время федоскинскому лаковому промыслу помогла обычная школьная учительница. Она привлекла земство и собрала для работников Федоскина необходимую финансовую помощь.

После прихода советской власти мастерскую пощадили, поскольку она была трудовой артелью, а не какой-то там мещанской мастерской, и занималась светским промыслом, а не расписывала какие-нибудь иконы. Новая власть разглядела экономический потенциал лаковых коробочек с самоварами и тройками, поэтому стала поддерживать артель. Правда, тех самых самоваров, купчих и троек попросила рисовать поменьше. Теперь надо было рисовать рабочих, крестьян, тракторы и так далее. Поэтому в музее фабрики «Федоскино» теперь можно увидеть шкатулки советских лет с Лениным, Фиделем Кастро и Горбачевым.

В советский период фабрика снова получила кучу наград на всесоюзных выставках, а также призы на всемирных в Милане и Париже.

В 1941 году фабрика в Федоскино снова оказалась на грани закрытия. Ведь многие художники ушли на фронт, а их изделия пришлось прятать от немцев, которые подступили к самой Москве. Потом этот тайник еле нашли.

Но как только на фронте стало полегче, правительство вернуло художников с фронта и освободило от дальнейшей службы. Ведь федоскинская шкатулка — это уникальное произведение искусства, которое, к тому же, можно было использовать как валюту для платежей по лендлизу.

После Великой отечественной у фабрики в Федоскино наступил второй золотой век. Теперь там работали 300 человек, при фабрике открылась художественная школа. Снова выставки, снова медали. Только вместо императорских гербов на изделиях появился «Знак качества». Европа и Китай, давно забывшие этот промысел, кусают локти, когда федоскинская миниатюра получает золото на всемирной выставке в Брюсселе. 

Развал СССР и переход к рыночной экономике в 1990-ых, конечно, дался фабрике «Федоскино» непросто, но ей удалось продолжить своё развитие.

Непредсказуемый 21-й

Таким образом, фабрика лаковых шкатулок в Федоскино пережила смерть своего владельца, гибель двух государств, две мировые войны, несколько революций, голодные годы, экономические кризисы, но на волосок от смерти оказалась только в 2022 году, когда её выставили на открытые торги под угрозой банкротства.

А ведь во второй половине нулевых под Лобней собирались открывать «русский Дисней-Ленд» на 250 гектаров с башнями, как в Лас-Вегасе. И село Федоскино было вписано в этот проект. Может, поэтому мастерская народного промысла чуть было не закрылась? Мы не знаем. Так или иначе, нам повезло, что эту фабрику выкупил богатый человек, который понимает всю прелесть федоскинской миниатюры и её важность не только для русской, но и для мировой культуры.

 

Сейчас на фабрике работает уже не 300 человек, как во времена СССР, а всего 30, как было в самом начале – 1795 году, когда из бумаги делали козырьки для фуражек и ни о каких народных промыслах речи не шло.

Когда мы пришли туда на экскурсию, то встретили там от силы десять человек. Например,  заготовкой шкатулок из картона теперь занимается всего один мастер.

Если не считать уборщиц и продавщицу, остальной персонал — это художники. Но большинство из них работают на дому. Только раз в месяц они собираются на художественный совет: отчитываются, что они сделали за прошлый период и получают задание на следующий.

Оплата сдельная, так что за месяц можно получить и прожиточный минимум, и эквивалент не самой дорогой шкатулки. При этом самая дорогая шкатулка стоит около 300.000 рублей, а самая бюджетная, в которую поместится только спичечный коробок, — около 20 тысяч. Много шкатулок за месяц не сделаешь, потому что работа эта филигранная. Спешить и клепать нельзя – потеряется особая федоскинская магия.

Федоскинские шкатулки изготавливают в цехах на обновлённом, но на самом деле всё на том же советском оборудовании. И поэтому выглядят эти цеха, действительно, как после двух мировых войн.

Художники трудятся в кабинетах, которые напоминают классы в детской художественной школе: там стоят советские письменные столы, заставленные банками из-под варенья, консервов и детского питания: в них хранятся краски и кисти. Помимо банок всё заполнено коробками от конфет, пирожных, шоколадного зефира – их используют как подставку под шкатулки, пока они сохнут. На простеньких книжных подставках стоят художественные книги и альбомы – с них художники срисовывают сюжеты. Например, с репродукций картин Ильи Репина. На стене – православный календарь, на шкафах – самовары.

В это трудно поверить, но до этого года у фабрики «Федоскино» даже не было своего интернет-магазина, а купить продукцию можно было только на самой фабрике.  

«Если б наши так умели — купались бы в золоте», - говорил когда-то восхищенный русский дворянин из анекдота про лаковые шкатулки, которые сейчас стоят дороже самых инновационных смартфонов. И вот сбылось: наши так умеют, причём только наши теперь так и умеют. А на то, чтобы обрести это умение, у федоскинских художников уходят годы и годы. Не зря же многие из них получили это умение по наследству от своих родителей, бабушек и дедушек. Ведь большинство художников на фабрике — это представители династий, которые работают тут с XIX века.

Вот только в золоте они почему-то не купаются, а только припорашивают им пальчик, когда исполняют технику сквозного письма и украшают шкатулки сусальным золотом.

Дмитрий Изотов

17.12.2023