Леонарды да Винчи из Федоскино

Леонарды да Винчи из Федоскино

Что самое ценное? Самое ценное – время. Вместе со Школой межэтнической журналистики я отправился в этноэкспедицию. Сначала в Звенигородский музей, затем на фабрику Федоскино и увидел, во что материализуются века и годы.

В Звенигородском музее-заповеднике я был так увлечен экскурсией, так много расспрашивал о мелочах и деталях, что наша группа даже не успела посетить все локации, как уже надо было уезжать.

Удивительно: башенные часы спешили, а внутренние замедлились.



На фабрике Федоскино этот сюжет продолжился. В абсолютно спокойной манере главный художник провел экскурсию по абсолютно невзрачному производству. Если не знать предысторию, не видеть, что получается на выходе, ты даже не поймёшь, насколько уникальна эта фабрика.

Художник раскрыл нам абсолютно все секреты производства. Шаг за шагом он показал технологический процесс создания заготовки. Показал и рассказал, как добиться фирменного эффекта.

Но главное – это не последовательность шагов, не технологический процесс.

Главное – это время и талант.

4 недели занимает первый шаг создания заготовки для шкатулки, 4 недели – второй, а роспись занимает месяцы.

Чтобы понять это на деле, нам предоставили возможность попробовать расписать изделие самим.


И здесь я пожалел о потерянном времени в начале дня: на мастер-класс в Федоскино было выделено слишком мало времени и мне не удалось довести работу до конца.

Хотя тут и лишнего часа не хватило бы. Чтобы научиться создавать произведения, как у мастеров из Федоскино, нужны годы. Все мастера окончили специальные учебные заведения, многие из них учились этому с детства – у своих родителей, ведь на этой фабрике работают династиями.



Наверное, поэтому такой простой, казалось бы, технологический процесс в результате даёт товар ценой в сотни тысяч рублей. Цена вопроса: годы учебы и традиций и месяцы кропотливой работы.

Мессер Леонардо да Винчи был известен тем, что не заканчивал работы годами, пока не добьется совершенства, хотя, возможно, оставалось сделать два мазка. И именно этим гений живописи похож на мастеров Федоскино, а не тем, что они оба используют яичный желток.

Дмитрий Изотов

09.12.2023