Вдруг как в сказке скрипнула дверь…
Экскурсионный автобус мчится сквозь морозные лесные пейзажи. Сонно прислонившись к окну, наблюдаешь, как сменяют друг друга припорошенные снегом березы, лиственницы, тополя. Они сопровождают нас до места первой локации - Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
Эта величественная духовная обитель - одна из самых древних на территории Подмосковья. Чтобы добраться до белокаменного архитектурного ансамбля, нужно немного подняться вверх, по холму. Почему? Основанный в 1398-ом году монастырь располагался на горе Сторожа. Там же находилась и сторожевая башня. За постройку монастыря отвечали князь Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского) и его духовный наставник – монах Савва. Он был одним из любимейших учеников Сергия Радонежского. К памятнику святого Саввы я и спешу: прислониться к священному монументу, в мыслях попросить о сокровенном.
Перед входом на территорию монастыря нас приветствует железный гигант – Большой Благовестный колокол. К сожалению, новодел. Оригинал был взорван во время Великой Отечественной войны. Верхняя половина колокола – шесть рядов истории на старославянском языке. Проходим через святые ворота и переносимся в Россию XIV-XII веков. Вот и сам монастырь, а рядом с ним находится музей – красно-белые Царицины палаты. Они были построены для первой жены Алексея Михайловича - Марии Ильиничны Милославской.
Вдруг как в сказке скрипнула дверь музея, и нам открывается внутреннее убранство царских палат. Гостей встречают расписные двери и потолки, украшенные растительными орнаментами и диковинными мифическими животными. Все эти элементы декора имеют сакральный смысл. Лев означает символ царской власти, птица Сирин – это хранительница счастья и радости в доме, а единорог – олицетворение мудрости и чистоты. В углу возвышается керамическая изразцовая печь малахитового цвета, а на полках – бытовая утварь, драгоценная посуда. В XVII веке было принято показывать свой богатый статус: в углублениях-печурах, напоминающих встроенные шкафы, выставляли предметы, которыми хозяин дома мог похвастаться перед гостями.
- Царские пиры длились до 9 часов, на столе стояло до 70 блюд. Встречали гостей хлебом и солью. В XVII веке соль была не обычным продуктом, как сейчас, а лакомством, - рассказывает экскурсовод Елена Федорова.
Впечатляет не только пищевая культура XVII века: cреди экспонатов музея особое место занимают головные уборы и украшения, образцы старинной вышивки. Мастерицы не жалели ни времени, ни зрения, чтобы создать тонкий, детализированный узор из золотых и серебряных нитей.
На этом погружение в сказочные сюжеты не заканчивается: нас ждет следующая локация.
Тайна лаковой миниатюры
Автобус высаживает нас у небольшого здания рыжего кирпичного цвета, в 32 км от Москвы. Это фабрика «Федоскино», основанная в 1795-ом году. Мастерская знаменита изготовлением лаковой миниатюры. Старинный промысел здесь живет, процветает и передается уже восемь династий.
В первую очередь заглядываем в фирменный магазин, глаза с каждой минутой все больше округляются не только от красоты изделий, но и от цен. Мы в недоумении задаемся главным вопросом: почему так дорого?
И вскоре узнаем ответ из уст главного художника Сергея Сидорова. Мастер проводит для нас увлекательную экскурсию по цехам фабрики. Мотивирующие плакаты с советскими лозунгами делают сырые подвальные помещения более привлекательными и настраивающими на рабочий, вдохновляющий лад. В первом цехе производят заготовки шкатулок. Гвоздь технологии изготовления изделий – древняя техника «папье-маше». Огромные картонные пластины приобретают нужную форму с помощью деревянной болванки и мучного клея. В маленьком темном цехе «Пропитка, сушка», который я в шутку назвала тайной комнатой, заготовки погружаются в кипящее льняное масло. Пропитавшись им, будущие произведения искусства отправляются в печь - сушиться при температуре 100 градусов.
Затем, спустя две недели, заготовки ждет шлифовка, встраивание нужных механизмов, грунтовка и покраска. Фирменные цвета шкатулки – черный (снаружи) и красный (внутри). Они были позаимствованы из Китая, где к настоящему времени промысел давно забыт. На черном фоне выигрышно смотрятся сюжеты, взятые из жизни обычных крестьян, из русских народных сказок. Изюминка федоскинских шкатулок и панно – перламутровые вставки и сусальное золото. Благодаря этим деталям, а также плавным живописным переходам в росписи, легко отличить поддельное изделие от оригинального, фабричного. Настоящее волшебство начинается тогда, когда зашкуренная и окрашенная шкатулка попадает к художнику.
Мы получаем уникальную возможность побывать на месте мастеров: Ирина Дьякова проводит для нас мастер-класс по росписи броши. Каждому студенту выдают маленькую овальную заготовку с нанесенным эскизом, кисти, немного льняного масла и масляные краски. И на мгновение в комнате воцаряется волшебная тишина: каждый старательно и с любовью создает маленький цветочный шедевр. После того как краска высохнет, броши покроют лаком и отправят своим создателям. Лак придает особую глубину художественным изделиям, делая рисунок сочнее и ярче.
Это настоящее чудо, которое нам посчастливилось наблюдать своими глазами, объясняет высокую стоимость шедевров Федоскино: за каждым из них стоит колоссальный ручной труд, много времени, терпения, старания и любви к своей работе.
Творить личную сказку
После сытного ужина под атмосферные рассказы о немецких штолленах пешей прогулкой мы дошли до последнего пункта назначения сегодняшнего дня. Ходя кругами вокруг запертых дверей деревянного особняка, мы наконец-то обнаружили вход в музей народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных». Помимо уже знакомых шкатулок, в которых к русским сказкам прибавились портреты писателей и советских политических деятелей, наше внимание привлекли маленькие сокровища русского быта. Дымковские игрушки из глины, дерева мгновенно погрузили каждого из нас в уютные детские воспоминания.
Покидая места нашей этноэкспедиции, я увожу не только гигабайты забитой памяти в смартфоне, но и чувство глубокой привязанности и уважения к русскому культурному наследию. А также острое желание достать свою коробку с масляными красками и начать творить свою личную сказку.
Инна Давыдова
06.12.2023