По тонкой грани
На протяжении всего учебного года студенты встречались с людьми, которые изучают межнациональные отношения, знакомились с представителями различных конфессий и разбирали важные и очень сложные вопросы. На одной из таких встреч с начинающими журналистами Алексей Владимирович Шарапов - доцент кафедры политической истории АлтГУ, освещал межэтнические и межконфессиональные процессы в Алтайском крае и за рубежом. Были подняты вопросы, почему в последние десять лет люди стремятся абстрагироваться от слова «русский» в своем паспорте, как происходит размежевание нации на примере «французских нефранцузов», и небольшое лирическое отступление в историю – как создавалась таблица Менделеева.
Национальность по крови или по культуре.
Для начала разберемся в причинах увеличения численности малых народов. После 1991 года, когда появляется свобода вероисповедания, различные демократические свободы и плюрализм, некоторая часть населения страны решила примкнуть к своим корням и присоединиться к малочисленным народам. Причинами таких перемен являлись как льготы, которые позволяют уходить на пенсию раньше, чем остальным гражданам России, получение материальных благ и благоприятных условий для жизни, так и ощущение принадлежности к своему этносу, самореализации себя в исторических рамках.
Если обратить внимание на запад, то все трактовки нации идут через культурный план. Представьте, как выглядит современный француз. Это такой же человек, как и гражданин Германии и Великобритании - он обычный среднестатистический европеец. Но уже 10% французов не являются католиками, не имеют свойственный им светлый тип лица, т.е. приблизительно шесть-семь миллионов населения страны это выходцы из бывших французских колоний: Нигерия, Алжир, Мадагаскар, Чад и т.д. огромной проблемой является тот факт, что «новые французы» не считают себя принадлежащими этой национальности. Иными словами, поднимается вопрос принадлежности по крови. Это представители совершенно разных культур, чаще всего исповедующие Ислам. Они говорят на одном языке, но живут отдельными диаспорами и не ассоциируют себя с коренными французами. Происходит неудачный синтез культур и на этой почве возникают межнациональные конфликты. Главная сложность таких конфликтов заключается в их неразрешимости. Для такого типа не важны ни деньги, ни территории, это война ментальности - того образа жизни и мышления с которым люди, можно сказать, появились на свет.
Относительно Алтайского края, межнациональные конфликты не стоят остро. На территории Республики Алтай проживает большая половина русских, 35% - алтайцев и 7-10% - казахов. Существует определенный негласный баланс по сферам деятельности, в которых задействованы те или иные национальности; руководящие должности распределяются по тому же принципу. Главой республики всегда является русский, главой парламента, еще с начала основания края, был алтаец; русские задействованы больше в прокуратуре, алтайцы – в полиции и медицине. И этот баланс существует уже многие годы. Эта, можно сказать традиция, появилась еще в советское время, но с появлением автономных областей она могла меняться.
Особые моменты в работе журналиста.
Алексей Владимирович Шарапов предупреждает, что журналисту необходимо быть аккуратным в своих в высказываниях, так как он несет юридическую ответственность за свои слова. К сожалению, современные СМИ не всегда корректно освещают межнациональную тему. Особое внимание нужно обратить на то, что журналист обязан смотреть в глубь проблемы, а не принимать сторону пострадавшего или обвиняемого. Такая не профессиональность может навредить не только журналисту, что еще хуже, она может сформировать ложное представление о той или иной национальности. Собственно, так и появляются мифы и стереотипы.
Более того, мы живем во времени, когда неправильно произнесенная фраза звучит как экстремистское высказывание, а ее хозяин подлежит немедленному наказанию. Умышленное оскорбление чувств и ущемление прав представителей другой национальности и приверженцев иной религии не приемлемо как для журналиста, так и для рядового гражданина.
Список экстремистских аудиозаписей, видео, литературы пополняется чуть ли не каждый день, поэтому важно найти грань, которая так сказать, отделяет нас от ереси. Она очень проста. Если вы видите высказывания, в которых одну нацию или религию возвышают над другой и обвиняют в чем-либо, то не сомневайтесь – перед вами экземпляр данного вида художественности.
Неославянство и исследования среди сельской молодежи.
Экстремисты нередко занимаются непосредственно вербовкой молодежи. Так, к примеру, организовываются школы старославянских видов борьбы и под видом спортивных секций, привлекающих молодежь, начинают свою деятельность. Рассказываются о несправедливости жизни, о неравенстве национальностей и распространяются депрессивные настроения. За такими организациями следят и предотвращают «национальные взрывы».
Наш гость рассказал нам об эксперименте, который был проведен среди сельского населения от четырнадцати до тридцати лет. Его суть заключалась в том, могут ли повлиять конфликты на конфессиональной или национальной основе на активность сельской молодежи. Готовы ли они отстаивать интересы своего народа какими-либо способами. В итоге, оказалось, что примерно 80% не считают, что какая-то нация должна возвышаться над остальными, более 50% были бы не против, если другая нация создаст общественную организацию в защиту своих интересов, с учетом того, что их собственные не будут нарушены. Для Шарапова показалось интересным, что каждый десятый не мог определить свою нацию; писали так: русский-украинец, просто русский или просто украинец. Не было четкой национальной идентичности. Это уже относится к вопросу о Россиянах.
«Дорогие россияне!»
Если обратиться к словарю, то мы узнаем, что термин россияне – это совокупное название граждан России вне зависимости от их этнической принадлежности. Это значение политоним приобрел в начале 1990-х годов, Ельцин употреблял его с целью нейтрализации этнических характеристики и стереотипов. По мнению некоторых лингвистов, слово носит в себя политкорректный характер. Часто термин «россияне» встречается в федеральных законах РФ, указах президента РФ и распоряжениях правительства РФ.
«Все народы, населяющие Россию, независимо от их национальности, прежде всего – россияне. Я верю, что освобожденная и возрожденная Россия будет именно – Россия для россиян!», - Александр Кутепов, генерал, председатель Русского общевоинского союза. 1929г.
Дарья Зыкова,
Слушательница школы межэтнической журналистики, Барнаул