Почему на Вологодчине "окают"

Почему на Вологодчине "окают"

Ни для кого не секрет, что каждый регион нашей страны имеет свои особенности. Проявляются они по-разному: уникальные обычаи и привычки, своеобразные праздники, выдающиеся промыслы и многое-многое другое.

В Вологодской области, где я живу, такой особенностью является «оканье». О том, откуда взялась эта особенность, рассказали педагоги средней школы поселка Федотово Вологодского района Наталия Сумарокова и Марина Смирнова.

Откуда вообще пошло вологодское «оканье»?

Н.С.: «Оканье» появилось еще в XII веке, когда началось присоединение вологодских земель к новгородским. Эта особенность связана со слиянием новгородских диалектов. Но в XIV веке уже было положено начало обособленному развитию говоров Вологодчины.

М.С.: У вологжан есть такая манера - если коренному жителю задают [любой] вопрос, например: «Ты будешь пить чай?», он обязательно скажет: «Я-то». Спросят: «Ты пойдешь в магазин?», в ответ будет: «Я-то». Возможно, что именно этот утвердительный ответ: «Я — то» и лег в основу «оканья». По себе могу сказать, что есть такое диалектическое выражение, лично мне «я-то» хочется сказать обязательно.

Раньше больше «окали», чем сейчас?

Н.С.: На мой взгляд, раньше «окали» намного больше, часто можно было услышать, что сейчас так говорят наши бабушки и дедушки. Ну а в наше время «окать» стали меньше. Скорее всего это связано с тем, что происходит большой отток населения из деревень, и эти речевые «изюминки» немного теряются с приходом московского диалекта, для которого характерно «аканье». Плюс, у городских жителей другой жизненный уклад. И темп жизни другой. Естественно, речь меняется у нас.

М.С.: Хочу сказать, что в деревнях, особенно тех, что расположены подальше от городов, как «окали», так и окают. Есть даже такая шутка: на Вологодчине только одно слово говорят на «А»- карасин. Все остальное,  даже, например, слово «баран» часто произносят как «бОран». «Оканье» в ходу у моего поколения, у тех, кто постарше или немного помладше. А вот молодежь «окает» меньше, потому что ездить стали больше.

Меня когда-то «оканье» раздражало, а сейчас - умиляет. Я слушаю нашу вологодскую речь с упоением, но, увы, наша особенность исчезает. Мне кажется что вологодское «оканье» -  это большая драгоценность, ее нужно впитать и записать. Оно напевное и красивое. Не зря в Вологде памятник букве «О» стоит.

В то же время, будучи учителем, я стремлюсь к тому, чтобы моя речь была эталоном. Так что сама я эту нашу вологодскую особенность в речи не использую.

Сказывается ли «оканье» на уровне грамотности школьников?

Н.С.: Я считаю, что на обучение детей «оканье» имеет достаточно большое влияние, так как написание слов немного отличается от произношения, и дети очень часто допускают ошибки - несмотря на то, что есть определенные правила, они все-таки ориентируются на слух.

М.С.: На правописание, конечно, влияет. Однозначно. Если учитель будет говорить «кОрОва», то дети будут писать грамотно и правильно.

Есть ли разница между «оканьем» в разных районах?

Н.С.: Я считаю, что есть. Потому что произношение слов в каждом районе уникально. Оно зависит от территориальной принадлежности.

М.С.: Да. На это влияет инфраструктура. Где-то ближе к городу «оканье» менее распространено. Но чем дальше, тем его больше.

С точки зрения литературного русского языка, допустимо ли «оканье»?

Н.С.: Это спорный вопрос. Вообще литературный язык - это исторически сложившаяся система. Лично я считаю, что «оканье» в русском литературном языке допустимо даже для стилистически окрашенных произведений.

М.С.: «Оканье», конечно , допустимо. Русский язык - это что такое? Это не только язык, на котором мы говорим, но и объект для научных исследований. В любой науке есть какие-то слои. Вологодское «оканье» является диалектическим слоем. Я считаю, что вологодское «оканье» - это вишенка на торте всего русского языка. И это вкусно. Правда вкусно.

Н.С.: «Оканье» - это достояние наших предков. Если мы не будем его чтить, мы таким образом будем не отдавать дань памяти нашим родственникам, которые проживали непосредственно на территории Вологодской области.

М.С.: Ценность состоит в том, чтобы мы такие все разные, были единым целым. Если мы будем одинаковыми, мы превратимся в кукол. Посмотрите, как красиво звучат народные песни, как изящно выполняются изделия народных промыслов. Конечно, это все нужно сохранять и приумножать.  Надо, чтобы «оканье» оставалось, и чтобы оно ценилось, ведь это — наша фишечка. Я думаю, что «оканье» никуда не уйдет, оно сохранится… если сохранится вологодская деревня. Потому что без этого никуда. Деревня- кормилица. Она не только дает нам хлеб, молоко, масло, но и обогащает нашу науку и культуру. Россия сильна регионами и глубинками. Без регионов не будет страны. Это как пазл: убери одну деталь, - и картина не будет целостной. Поэтому Вологодское «оканье» - это маленькая, но очень важная деталь в большой картине.

 

Анастасия Орлова, фото из архива Наталии Сумароковой и Марины Смирновой

05.12.2023