Реалии и перспективы развития этнотуризма в Карачаево-Черкесии
В Карачаево-Черкесском государственном университете им. У. Д. Алиева прошла встреча слушателей Школы межэтнической журналистики с экспертом грантовых конкурсов Федерального агентства по делам молодёжи, соучредителем Высокогорного Креативного Кластера, Ибрагимом Узденовым. Говорили о развитии этнотуризма в регионе.
- Ваша команда несколько лет назад организовала довольно необычное туристическое агентство «Айланда тур». Расскажите о своем опыте.
- Прежде всего следует отметить, что мы занимаемся авторскими турами. Это не просто путешествия, когда люди записываются на экскурсию, собираются вместе и отправляются в тур по живописным местам. Наш проект работает иначе. Мы стараемся находить индивидуальный подход к каждому человеку и создаём авторский тур под конкретную идею. Туры не повторяются и не становятся массовыми, в этом и заключается наша особенность. Когда к нам обращаются люди с просьбой и желанием увидеть что-то конкретное, мы стараемся подобрать и предложить им поездку, которая подойдёт именно для них. Мы начинаем вместе искать решения, прорабатывая все детали и учитывая интересы и возможности человека.
Например, к нам обратилась девушка, которая являлась тренером фитнес-клуба. У неё была группа спортсменов, которые хотели отправиться в путешествие и отдохнуть. Они все были физически подготовленными, и обычная экспедиция их не интересовала. Специально для них наша команда придумала и создала фитнес-тур, в котором люди могли познакомиться с друг другом, получить массу эмоций и впечатлений, а самая главная часть их путешествия заключалось в занятии спортом. Ведь тренироваться на фоне пленительной и завораживающей природы нашего региона особенно приятно.
- Какая цель должна быть у этноэкспедиций?
- Северный Кавказ богат на этносы, несмотря на то, что очень тесно взаимосвязаны культуры наших народов, каждый народ имеет свои особенности. В нашем регионе проживают представителями пяти крупных национальностей. Издавна эти народы берегут, помнят и чтят обычаи и традиции, передают из поколения в поколение свою национальную культуру, а также обмениваются с другими народами какими-то элементами культуры.
И чтобы побудить туриста приехать отдыхать именно в Карачаево-Черкесию, нужно правильно и грамотно преподнести информацию. Как хороший журналист, который смог заинтриговать и вовлечь читателя в сюжет своего текста, погрузив его в события, описываемые материале, так и экскурсовод должен вовлечь в свою деятельность как можно больше участников экспедиции.
Что касается этнотуризма, то оптимальный вариант, когда население находит общий языки с представителями туриндустрии, когда две стороны способны вести диалог. Тогда пользу поучат и простые люди, и туриндустрия.
Нужно основательно подходить к решению данной задачи, тщательно продумать познавательную функцию поездок. Другими словами, благодаря туризму мы развиваем нашу этническую локацию, чтобы о нашем регионе стало известно везде, и к нам приезжали туристы со всех уголков нашей страны.
- На какие важные факторы стоит обращать внимание при создании туристического продукта? И какой туристический продукт сейчас популярен?
- В первую очередь, наша деятельность должна быть соотнесена с интересами местных жителей, мы должны принести им пользу. Важно и нужно уметь договариваться с людьми об оптимальном для всех решении. Также должна быть гармония трёх основ – это экология, экономический и социально-политический аспекты. Сейчас объясню, что это значит. Во -первых, сфера деятельности, в которой мы работаем, не должна наносить вреда окружающей природе, мы не должны пользоваться ресурсами, которые потом не сможем восполнить и возобновить. Нужно беречь флору и фауну нашего края. Во-вторых, работа должна приносить финансовую выгоду.
В-третьих, главной задачей наших поездок является польза людям и обществу. Наши поездки - отличный способ не только расслабиться и отдохнуть, но провести время с пользой, узнать о Карачаево-Черкесии много нового и познавательного.
очень популярно сейчас стало продавать восхождение на Эльбрус за один день. Звучит заманчиво, не правда ли? Люди не хотят долго тренироваться, без физической подготовки готовы рисковать своей жизнью ради экстрима и новых ощущений. Было немало смертельных случаев, когда люди, не рассчитав свои силы, не чувствуя никакой ответственности за свои решения, шли на такой риск. Для нас безопасность участников экспедиции первична.
- У нас в регионе в ближайшие годы может появиться что-то новое, что привлечет туристов?
- Конечно, может появиться множество туристических мест, но нам нужно хорошо это всё продумать до мельчайших подробностей. Ведь конкуренция с каждым днём растёт, и новая индустрия может легко потерять свою актуальность из-за отсутствия разнообразия новых идей и предложений. В туристическом деле нужно продавать что-то качественное.
Например, приехавший к нам турист может поучаствовать в мастер-классе по изготовлению войлочных ковров, а потом по окончанию работы, забрать изделие себе в качестве сувенира, или он может записаться в музыкальную группу и научиться элементам традиционной музыки.
А ещё самое вкусное, что может ждать будущего участника нашего тура - это участие в приготовление традиционного блюда нашей национальной кухни.
- Что такое аграрный или экологический этнотуризм ?
- В нашем регионе очень развито сельское хозяйство, в основном это касается животноводства. Люди держат целые фермы овец, коров и лошадей. Большим спросом пользуется у туристов поход именно на такие домашние зоофермы, где у человека есть возможность покормить животное, принести ему сена, например, подоить корову, а из молока попробовать самому приготовить айран, сыр или сметану. Это и есть вовлеченность туриста в сам процесс деятельности, на это есть спрос. Сейчас у нас в регионе есть единственный блогер, который ведёт свою страницу в социальных сетях и рассказывает о своём хозяйстве в «Дневниках фермера», Нурби Дармилов.
- Можете посоветовать интересный маршрут для этнопоездки?
- Мы создаём элементы этнографического туризма, в котором человек проходит через приключения и сложности. Важно держать внимание туриста до конца путешествия.
Могу посоветовать пешие прогулки к достопримечательностям нашего региона, а именно, экскурсии на Сентинский, Шоанинский и Нижне-Архызские храмы. Это три главных древне-аланских алтаря, которые были построены до крещения Руси. Их было больше, но сохранись только эти. С ними связан Великий Шёлковый путь, именно через эти места купцы из Китая привозили свой товары: драгоценности, аксессуары, а отсюда увозили утварь из дерева, железа и шерсти. Эти три храма объединены своей культурной и исторической значимостью. Я советую именно пеший маршрут, ведь это будут совершенно другие эмоции и ощущения, которые надолго останутся в вашей памяти!
Айша Абисалова
21.11.2023